| |
ПРИКАЗ Минздравсоцподдержки Саратовской области от 17.02.2006 № 161
"О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Саратовский медико-фармацевтический вестник", № 11 (299), 16.03.2006, стр. 9
ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРИКАЗ
от 17 февраля 2006 г. № 161
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ОБЛАСТИ
В области наметилась тенденция по стабилизации основных эпидемических показателей по туберкулезу. По итогам 2005 года показатель заболеваемости туберкулезом постоянно проживающего населения составил 67,4 на 100 тыс. населения, что незначительно превышает показатель 2004 года (66,2). Заболеваемость туберкулезом детей уменьшилась на 7,2 %. Удельный вес впервые выявленных больных с запущенным фиброзно-кавернозным туберкулезом составил 0,4 %, что ниже, чем в 2004 году (0,8 %).
При профилактических осмотрах выявлено 76,1 % больных туберкулезом (2004 г. - 74,1 %). Охват контрольными флюорографическими осмотрами взрослого населения составил 90,4 % (2004 г. - 90,3 %), туберкулинодиагностикой детей - 99,4 % (2004 г. - 99,6 %). Вместе с тем, организация проводимых противотуберкулезных мероприятий требует дальнейшего развития и совершенствования. Имеют место недостатки в организации раннего выявления туберкулеза в Балтайском, Калининском и Озинском районах, где активно выявлено от 20,0 % до 60,0 % больных туберкулезом. Пятая часть впервые выявленных больных не обследовалась флюорографически более двух лет. Недостаточная работа проводится специалистами общей медицинской сети по выявлению бациллярных форм туберкулеза. В 2005 году только 23,5 % заразных больных туберкулезом выявлено в общей медицинской сети. Остается высоким (34,0 %) удельный вес больных туберкулезом, умерших на дому. Вместе с тем, занятость туберкулезной койки в противотуберкулезных отделениях Базарно-Карабулакской, Новоузенской, Петровской и Марксовской ЦРБ остается ниже нормативной.
Не уделяется должного внимания вопросам своевременного выявления больных внелегочными локализациями туберкулеза, в результате чего 95,3 % больных выявляется по обращаемости в поздние сроки. В 21 районе области в 2005 году не выявлено ни одного случая внелегочных форм туберкулеза, а в Новобурасском районе данные формы туберкулеза не регистрируются в течение последних трех лет. Вследствие недовыявления внелегочных форм туберкулеза показатель заболеваемости населения составил 3,2 случая на 100 тыс. населения, что в два раза ниже нормативного. Не в полном объеме используются рентгенологические и лабораторные методы обследования при диагностике внелегочных форм туберкулеза.
Не на должном уровне организована работа по дообследованию детей рентгенотомографическим методом (Дергачевский, Краснокутский, Новоузенский, Перелюбский и Советский районы).
Требует совершенствования работа по микробиологической диагностике туберкулеза в Аркадакском, Аткарском, Краснопартизанском, Лысогорском, Озинском и Питерском районах, где от 30,0 % до 50,0 % случаев деструктивных форм заболевания не подтверждены микробиологическим методом.
Не в полном объеме проводятся мероприятия по повышению эффективности и качества лечения больных. Не всегда соблюдается принцип контролируемости лечения, особенно на амбулаторном этапе (Саратовский, Пугачевский, Хвалынский, Аркадакский и Духовницкий районы).
Требует улучшения качество специализированной помощи больным туберкулезом. Не в полном объеме выполняются стандарты обследования, лечения и диспансерного наблюдения пациентов. Много недостатков выявляется при направлении больных на консультацию, при представлении больных на медико-социальную экспертизу. Не соблюдаются ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при туберкулезе. Низкий уровень качества лечебно-диагностического процесса отмечается в Марксовском, Новоузенском, Краснопартизанском и Красноармейском районах.
Хирургические методы лечения туберкулеза применяются недостаточно. Удельный вес больных, оперированных по поводу туберкулеза органов дыхания, увеличился до 3,0 % (в 2004 г. - 2,2 %), но не превышает показателя по РФ (3,6 %). Имеют место недостатки в организации диспансерного наблюдения за больными туберкулезом. Так, в текущем году не осмотрены врачом-фтизиатром в Аркадакском районе 19,2 % диспансерного контингента, Петровском - 9,4 %, Марксовском - 9,0 %, Саратовском - 856 %, Пугачевском - 8,2 %. Кроме того, не соблюдаются стандарты обследования диспансерного контингента, страдает качество рентгенотомографических исследований.
Неудовлетворительное финансирование принятых муниципальных целевых программ неотложных мер борьбы с туберкулезом отмечается в Ершовском (2,9 %), Красноармейском (5,4 %), Базарно-Карабулакском (6,3 %), Саратовском - 14,1 % и Татищевском - 15,8 % районах, что не позволяет на должном уровне осуществлять противотуберкулезные мероприятия.
Не на должном уровне работают межведомственные комиссии по борьбе с туберкулезом в Дергачевском, Воскресенском, Краснопартизанском, Марксовском и Хвалынском районах, где в текущем году проведено всего по 2 - 3 заседания. В большинстве районов решения межведомственных комиссий не конкретны, носят общий характер и не в полной мере отражают содержание рассматриваемых вопросов. Особенно это касается Воскресенского, Ивантеевского и Аркадакского районов.
Необходимо активизировать санитарно-просветительную работу среди населения области.
На основании вышеизложенного и в целях совершенствования противотуберкулезной помощи населению области приказываю:
1. Считать мероприятия по профилактике туберкулеза, своевременному выявлению и лечению больных туберкулезом. Приоритетным направлением в деятельности органов управления и учреждений здравоохранения.
2. Утвердить стандарты организации работы по профилактике и выявлению туберкулеза:
- охват вакцинацией детей - не менее 95 процентов;
- охват туберкулинодиагностикой детей и подростков, в т.ч. детей из медико-социальных групп риска и всех дошкольников 3 - 7 лет, двукратной туберкулинодиагностикой - не менее 95 процентов;
- выполнение плана контрольных флюорографических осмотров - 100 процентов;
- охват населения контрольной флюорографией - не менее 90,5 процента;
- число жителей территории, не обследованных флюорографически два и более лет - не более 0,5 процента от подлежащих осмотрам;
- удельный вес запущенных форм туберкулеза (фиброзно-кавернозный) - не более 1,0 процента от всех впервые выявленных больных туберкулезом легких;
- удельный вес больных туберкулезом, выявленных при профилактических осмотрах - не менее 75 процентов;
- соотношение числа больных с распадом к числу больных с бактериовыделением 1:1;
- выявление в общей медицинской сети методом бактериоскопии мокроты по Цилю-Нельсену не менее 50 % заразных форм туберкулеза.
3. Утвердить структуру противотуберкулезной службы области, финансируемой из областного бюджета (Приложение 1 - не приводится).
4. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения области:
4.1. Руководствоваться в работе по оказанию противотуберкулезной помощи населению Федеральным законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Законом Саратовской области "О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза", Приказами Минздрава Российской Федерации от 21.03.2003 № 109 "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации", от 13.02.2004 № 50 "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза" и другими законодательными актами.
4.2. Продолжить флюорографическое обследование подлежащего населения с 15-летнего возраста, обратив особое внимание на лиц, не обследованных два и более лет, группы "риска", членов семей беременных и родильниц.
4.3. Организовать работу флюорографов в 1,5 - 2 смены для обеспечения каждого жителя области регулярным флюорографическим обследованием.
4.4. Выносить на рассмотрение администраций муниципальных образований вопросы внеочередного предоставления изолированной жилой площади больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах коммунального заселения и общежитиях.
4.5. Обеспечить:
- вакцинацию новорожденных детей не менее 95 процентов;
- охват плановой туберкулинодиагностикой детей и подростков не менее 95 процентов;
- охват двукратной плановой туберкулинодиагностикой детей из медико-социальных групп риска и дошкольников 3 - 7 лет - не менее 95 %;
- 95-процентную ревакцинацию против туберкулеза подлежащих лиц в возрасте 1 и 14 лет;
- контроль за качеством туберкулинодиагностики и вакцинации БЦЖ;
- своевременное обследование детей и подростков из "групп риска" по результатам туберкулинодиагностики;
- проведение профилактического лечения детей и подростков из очагов туберкулеза в условиях санатория.
4.6. Проводить подконтрольную и качественную профилактику туберкулеза среди детей и подростков из "групп риска" методом превентивной терапии.
4.7. Взять под личный контроль:
- обследование на туберкулез в течение месяца детей из семей вновь прибывших из других территорий Российской Федерации и стран СНГ, а также мигрантов, беженцев, переселенцев;
- проведение профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
4.8. Ежегодно обследовать на внелегочный туберкулез с применением рентгенографических, микробиологических и других лабораторных методов хронических больных, подлежащих диспансерному наблюдению у врачей-урологов, акушер-гинекологов, офтальмологов, дерматовенерологов, травматологов-ортопедов, длительное лечение которых по общепринятым схемам не дало должного результата. Привести численность "групп риска" по внелегочному туберкулезу в соответствие с диспансерной группой контингентов, состоящих на учете у узких специалистов.
Своевременно направлять больных с подозрением на внелегочный туберкулез на консультацию в противотуберкулезные диспансеры.
4.9. Обеспечить взятие на диспансерный учет, своевременное обследование и лечение больных туберкулезом, прибывших из учреждений исполнения наказаний.
4.10. Предоставлять в областной противотуберкулезный диспансер флюорографическую пленку на третье контрольное чтение (Приложение 2 - не приводится).
4.11. В случае расхождения результатов контрольного чтения флюорографической пленки рентгенологами облтубдиспансера и ЦРБ, представлять результаты дообследования больных с указанием даты, метода обследования, краткого его описания и заключительного диагноза в отделение лучевой диагностики облтубдиспансера.
4.12. Осуществлять детальный анализ причин каждого случая заболевания туберкулезом, смерти больных до 1 года наблюдения.
4.13. Обеспечить в срок до 5 числа следующего за отчетным кварталом месяца представление в облтубдиспансер отчетных форм, утвержденных Приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2004 № 50 "О введении в действие учетной и отчетной документации мониторинга туберкулеза".
4.14. Осуществлять по итогам полугодия и года анализ временной утраты трудоспособности и первичного выхода на инвалидность (с указанием причин) с предоставлением отчета в оргметодкабинет облтубдиспансера до 05.07.2006 и 05.01.2007.
4.15. Обеспечить своевременное рентгенологическое и микробиологическое обследование состоящего на учете контингента больных туберкулезом и представление его дважды в год на пересмотр в диспансерное отделение областного противотуберкулезного диспансера.
4.16. Проводить своевременно и в полном объеме противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулеза.
4.17. Повысить эффективность работы территориальных межведомственных комиссий по борьбе с туберкулезом. Выносить на рассмотрение комиссий вопросы финансирования муниципальных целевых программ, представления изолированной жилой площади больным заразными формами туберкулеза, хода флюорографического обследования населения и другие.
4.18. Обеспечить неукоснительное исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 № 188, не допуская выдачи медицинских справок, дающих право на получение разрешения на временное проживание или вида на жительство, или разрешения на работу в территориях иностранных граждан и лиц без гражданства, больных туберкулезом.
4.19. Активнее проводить санитарно-просветительную работу среди населения, направленную на предупреждение заболевания туберкулезом, используя средства массовой информации (радио, печать, телевидение) и индивидуальные методы работы.
5. Главному врачу областного противотуберкулезного диспансера, главному внештатному фтизиатру министерства здравоохранения и социальной поддержки области Морозовой Т.Н. осуществлять:
5.1. Контроль за выполнением в установленные сроки постановлений Правительства области, приказов и решений коллегии министерства здравоохранения и социальной поддержки области, касающихся вопросов туберкулеза.
5.2. Ежемесячный анализ эпидемиологической ситуации по туберкулезу с последующим прогнозированием и оперативной корректировкой противотуберкулезных мероприятий.
5.3. Взаимодействие с учреждениями уголовно-исполнительной системы по проведению противотуберкулезных мероприятий, для чего:
- подготовить план совместной работы по организации и проведению противотуберкулезных мероприятий;
- проводить совместные заседания Центральной врачебной консультативной комиссии;
- обеспечить обмен информацией о лицах больных туберкулезом, состоящих на учете в областном противотуберкулезном диспансере и находящихся в учреждениях исполнения наказаний;
- проводить выезды в учреждения уголовно-исполнительной системы области с целью оказания методической помощи и контроля за проводимыми противотуберкулезными мероприятиями.
5.4. Методическое руководство и контроль за деятельностью противотуберкулезных учреждений области.
5.5. Подготовку и проведение запланированных научно-практических конференций и семинаров по проблемам туберкулеза (Приложение 3 - не приводится).
5.6. Обеспечить преемственность в работе по реализации Приказа Минздрава Российской Федерации от 13.02.2004 № 50 между районным фтизиатром и специалистами областного противотуберкулезного диспансера.
6. Главным врачам противотуберкулезных диспансеров области обеспечить:
6.1. Эффективный контроль за работой учреждений общей лечебной сети по вопросам профилактики и своевременного выявления туберкулеза.
6.2. Госпитализацию больных туберкулезом в стационары в соответствии с Приложением 4 (не приводится).
6.3. Добиваться 100-процентной госпитализации бактериовы делителей, предупреждать случаи смерти больных туберкулезом на дому.
6.4. Качественное лечение больных туберкулезом, обратив особое внимание на контролируемость, комплексность и преемственность лечения.
6.5. Ежеквартальный анализ эффективности лечения больных туберкулезом, обратив особое внимание на больных с рецидивами туберкулезного процесса.
6.6. Своевременный отбор и хирургическое лечение всех нуждающихся в оперативном лечении больных туберкулезом.
6.7. Направление больных туберкулезом на санаторно-курортное лечение.
6.8. Своевременность и качество микробиологических исследований на возбудитель туберкулеза.
6.9. Изучение лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза.
7. Главным внештатным специалистам министерства здравоохранения и социальной поддержки области Чхетия Н.М., Островской Н.Н. обеспечить методическую, консультативную помощь органам управления и учреждениям здравоохранения и контроль за эффективным оказанием противотуберкулезной помощи детскому населению и больным с внелегочным туберкулезом.
8. Считать утратившим силу Приказ МЗ и СР области от 17.03.2005 № 188 "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению области в 2005 году".
9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра по здравоохранению Моклецова Е.Н.
Министр здравоохранения
и социальной поддержки
Саратовской области
А.В.СОРОКИН
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|