Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Саратовская91.txt.2492
Саратовская

ЗАКОН Саратовской области от 03.04.2000 № 21-ЗСО
(ред. от 07.02.2008)
"ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Саратовской областной Думой 22.03.2000)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Саратовские вести по понедельникам", № 12 (12), 10.04.2000.



Изменения, внесенные Законом Саратовской области от 07.02.2008 № 26-ЗСО, вступают в силу со дня его официального опубликования.



3 апреля 2000 года № 21-ЗСО

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Саратовской областной Думой
22 марта 2000 года

(в ред. Законов Саратовской области
от 28.03.2002 № 22-ЗСО, от 06.02.2004 № 5-ЗСО,
от 09.10.2006 № 99-ЗСО, от 07.02.2008 № 26-ЗСО)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство области как субъекта Российской Федерации, а также систему административно-территориальных единиц, порядок преобразований в административно-территориальном устройстве области.
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяемые понятия используются в следующих значениях:
административно-территориальная единица - часть территории области в фиксированных границах, включающая определенное географическое пространство с соответствующими населенными пунктами, где действуют органы государственной власти, органы местного самоуправления;
населенный пункт - часть территории области, на которой постоянно или преимущественно проживают жители области и которая имеет сосредоточенную застройку;
городской населенный пункт - город областного значения, город районного значения, поселок городского типа (рабочий, курортный, дачный поселок);
город областного значения - населенный пункт, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического роста и роста численности населения;
город районного значения - населенный пункт, являющийся промышленным и культурным центром, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов;
поселок городского типа - рабочий поселок, курортный поселок, дачный поселок;
рабочий поселок - населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенный пункт, на территории которого расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
курортный поселок - населенный пункт, расположенный в местности, имеющей лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха составляет не менее 50 процентов постоянного населения;
дачный поселок - населенный пункт, основным назначением которого является обслуживание городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них;
сельский населенный пункт - населенный пункт (деревня, село, хутор, поселок и другие), не отнесенный к городским населенным пунктам;
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
район - административно-территориальная единица, объединяющая в своих исторически сложившихся границах территориально и административно связанные друг с другом населенные пункты, имеющая наименование и административный центр;
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальная единица, статус которого определяется законодательством Российской Федерации;
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО;
городской район - часть территории города;
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО;
административный центр - место постоянного нахождения органов государственной власти, представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Статья 3. Принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах:
обеспечения целостности территории области;
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО;
соответствия исторически сложившейся системе расселения, тенденциям ее развития;
разграничения и координации управленческих полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления на территориях соответствующих административно-территориальных единиц.

Статья 4. Понятие и содержание административно-территориального устройства области

Административно-территориальное устройство области является ее территориальной организацией и представляет собой систему исторически сложившихся административно-территориальных единиц и населенных пунктов в границах территории Саратовской области как субъекта Российской Федерации.
Административно-территориальные единицы являются пространственной основой деятельности федеральных и областных органов государственной власти и формируемых населением органов местного самоуправления.
Территорию соответствующих административно-территориальных единиц составляют муниципальные земли населенных пунктов в пределах городской черты (границ земель поселка, села) и земли других собственников, землепользователей в границах соответствующих земельных участков по отводным землеустроительным актам.

Статья 5. Система административно-территориального устройства

Саратовская область включает административно-территориальные единицы - районы, г. Саратов и его районы, населенные пункты - города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, закрытые административно-территориальные образования.
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
часть вторая исключена. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО;

Глава II. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЛАСТИ

Статья 6. Виды преобразований в административно-территориальном устройстве области

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Преобразованиями в административно-территориальном устройстве области являются: образование, упразднение, объединение, присоединение, выделение, разделение административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ, установление и перенесение административных центров районов, наименование и переименование, изменение статуса административно-территориальных единиц.
Создание (преобразование), реорганизация закрытого административно-территориального образования и изменение его границ осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
(часть вторая введена Законом Саратовской области от 07.02.2008 № 26-ЗСО)

Статья 7. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов о преобразованиях в административно-территориальном устройстве

Преобразования в системе административно-территориального устройства производятся с учетом мнения населения соответствующих населенных пунктов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
(в ред. Закона Саратовской области от 07.02.2008 № 26-ЗСО)
По решению представительного органа муниципального образования мнение населения учитывается путем опроса граждан, проживающих на соответствующей территории, в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В случаях, установленных настоящим Законом, мнение населения выражается представительным органом муниципального образования.
(часть вторая в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Статья 8. Условия решения вопросов о преобразованиях в административно-территориальном устройстве

Вопросы преобразований в административно-территориальном устройстве области решаются областной Думой по представлению Правительства области в соответствии с инициативой органов местного самоуправления.
В областную Думу должны быть представлены следующие документы:
заключение комиссии по административно-территориальному устройству области;
соответствующие правовые акты органов местного самоуправления, обоснование необходимости предполагаемого преобразования;
карта преобразований;
смета расходов, необходимых для проведения предполагаемых преобразований, с указанием источников финансирования;
документы, подтверждающие учет мнения населения, в случаях, установленных настоящим Законом.
(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

Статья 9. Порядок образования и упразднения административно-территориальных единиц, установление и перенесение административного центра района

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Соответствующие представительные органы местного самоуправления при образовании и упразднении административно-территориальных единиц, установлении и перенесении административного центра района представляют в Правительство области:
1) решение представительных органов местного самоуправления по вносимому предложению;
2) документы, подтверждающие учет мнения населения;
3) пояснительную записку, содержащую обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения о размере территории административно-территориальной единицы, количестве городов, рабочих поселков и иных населенных пунктов, численности населения, количестве крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных предприятий, основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, количестве социально-культурных учреждений, предприятий торговли и бытового обслуживания, сведения об имеющихся и предусматриваемых в связи с вносимым предложением о структуре и штатах органов местного самоуправления источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов местного самоуправления;
4) характеристику населенного пункта, в котором размещается или будет размещаться административный центр, содержащую сведения о его географическом положении по отношению к территории административно-территориальной единицы, численности населения, перечень промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, наличии помещений для размещения организаций и жилья для работников этих организаций, сведения о расходах денежных средств, связанных с перенесением административного центра, состоянии путей сообщения и средств связи от административного центра до центров поселений (от административного центра поселения до населенных пунктов, входящих в его состав), наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
5) карту в трех экземплярах с указанием на ней границ и административных центров, населенных пунктов и основных путей сообщения, утвержденную главой муниципального образования, заверенную гербовой печатью.
Для перенесения административного центра района требуется согласие граждан большинства населенных пунктов, находящихся на территории административно-территориальной единицы.
При перенесении административного центра района необходимо указать, имеется ли в населенном пункте, в который переносится административный центр района, помещение для размещения представительных органов местного самоуправления и администрации.

Статья 9.1. Порядок установления и изменения границ административно-территориальных единиц

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Для установления и изменения границ административно-территориальных единиц в Правительство области представляются следующие документы:
1) решение соответствующего представительного органа муниципального образования по данному вопросу;
2) пояснительная записка, которая содержит общие сведения об административно-территориальной единице, подробное описание границ по естественным ориентирам, обоснование дополнительного включения и исключения земельных участков;
3) письменные согласования границ с заинтересованными ведомствами и собственниками;
4) план земель административно-территориальной единицы с экспликацией (далее - план), выполненный в масштабе 1:50000 - 1:100000, на котором нанесены и согласованы существующая и проектная границы.
План подписывается главой соответствующего муниципального образования и руководителем органа, уполномоченного осуществлять земельный контроль;
5) документы, подтверждающие учет мнения населения. В случаях изменения границ района мнение населения выражается представительным органом муниципального района.

Статья 10. Порядок изменения статуса населенного пункта, отнесения городов к категории областного или районного значения, образования и упразднения городских районов

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

При изменении статуса населенного пункта в Правительство области представляются:
1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
2) документы, подтверждающие учет мнения населения;
3) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о численности работающих на каждом из них, перспективе дальнейшего развития, сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, размере территории населенного пункта с указанием основных землепользователей, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
4) выкопировка из карты в трех экземплярах с указанными на ней населенными пунктами, утвержденная главой муниципального образования, заверенная гербовой печатью.
При отнесении городов к категории областного или районного значения в Правительство области представляются:
1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
2) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения, в том числе рабочих, служащих, работников сельского хозяйства, перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, сведения о численности работающих на каждом из них, перспективе дальнейшего развития, сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, размере территории населенного пункта с указанием основных землепользователей, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее.
При образовании или упразднении городских районов в Правительство области представляются:
1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
2) сведения о местном бюджете, об имеющихся и о предусмотренных в связи с вносимым предложением структуре и штатах органов местного самоуправления, их отделов и управлений, источниках покрытия дополнительных расходов на содержание работников органов местного самоуправления, наличии помещения для них;
3) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений и сведения об общей численности населения города и по городским районам, перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных и других организаций, перспективе дальнейшего развития, сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли и бытового обслуживания, размере территории населенного пункта и городских районов, предложения о наименовании;
4) план города в трех экземплярах с указанием его городской черты и границ, существующих и образуемых городских районов, утвержденный главой муниципального образования, заверенный гербовой печатью.

Статья 11. Образование населенных пунктов

(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Для образования населенного пункта в Правительство области представляются:
1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
2) документы, подтверждающие учет мнения населения;
3) выкопировка из карты территории поселения в трех экземплярах с нанесением на нее вновь возникшего населенного пункта, утвержденная главой муниципального образования, заверенная гербовой печатью;
4) пояснительная записка, в которой указывается следующая информация:
а) причины возникновения населенного пункта;
б) месторасположение населенного пункта (расстояние до административных центров поселения и района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения);
в) когда и каким органом отведено место для застройки;
г) численность населения и его состав по преобладающему роду занятий;
д) предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования.

Статья 12. Исключена. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО.

Статья 13. Порядок объединения (присоединения) населенных пунктов
(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

Для объединения (присоединения) населенных пунктов в Правительство области представляются:
(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)
1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
2) исключен. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО;
3) документы, подтверждающие учет мнения населения;
(п. 3 в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)
4) выкопировка из карты территории поселения в трех экземплярах с нанесением на нее объединяемых населенных пунктов;
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
5) пояснительная записка к решению представительного органа местного самоуправления, в которой указываются:
а) причины объединения населенных пунктов;
б) количество населения в них (в процентах);
в) наличие в населенных пунктах железнодорожных станций и учреждений связи и их наименования;
г) предложения о наименовании объединенного населенного пункта.
Наименование объединенного населенного пункта определяется жителями самостоятельно. При выборе наименования следует учитывать наименование железнодорожной станции или учреждения связи, если таковые имеются в объединенном населенном пункте.

Статья 14. Порядок исключения населенных пунктов из учетных данных

Для исключения населенных пунктов из учетных данных в Правительство области представляются:
1) решение представительного органа муниципального района по вносимому предложению;
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
2) решение представительного органа поселения;
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
3) выкопировка из карты территории поселения в трех экземплярах с указанием на ней населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных.
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
На день исключения в населенном пункте не должно проживать ни одного человека. Акт составляется представителями администрации муниципального района, поселения и предприятия, которое имело в данном населенном пункте производственные объекты, и утверждается администрацией муниципального образования.
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
В нем должны быть отражены:
а) затраты при ликвидации производственных объектов и переселении жителей;
б) место переселения;
в) состояние оставшихся в населенном пункте производственных и жилых строений;
г) мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта.

Статья 15. Исключена. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАИМЕНОВАНИЯ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ
(в ред. Закона Саратовской области
от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Статья 16. Присвоение наименований, переименование географических объектов (административно-территориальных единиц, железнодорожных станций, аэропортов и подобных им объектов)
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

В соответствии с Федеральным законом "О наименованиях географических объектов" предложения о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов могут вноситься органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами Российской Федерации в областную Думу.
Для рассмотрения предложений о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании географических объектов представляются следующие документы:
1) решение соответствующего представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
2) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, характеристику административно-территориальной единицы, населенного пункта, сведения о численности и национальном составе населения, о территории, наличии почтово-телеграфных учреждений, железнодорожных станций и их наименованиях;
3) документ, подтверждающий информирование населения по поступившим предложениям о переименовании;
4) документ, подтверждающий учет мнения населения;
5) мнение соответствующего органа управления связи, железной дороги о вносимом предложении;
6) финансовое обоснование затрат, связанных с присвоением наименования, переименованием;
7) исключен. - Закон Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО;

Статья 16.1. Присвоение наименований и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов

(введена Законом Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

Присвоение наименований и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов области производятся органами местного самоуправления соответствующих поселений.
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Статья 17. Присвоение имен особо выдающихся людей, государственных и общественных деятелей улицам, площадям, другим составным частям населенных пунктов

(в ред. Закона Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

Присвоение имен особо выдающихся людей, государственных и общественных деятелей улицам, площадям, другим составным частям населенных пунктов может производиться только посмертно в целях увековечения их памяти и осуществляется Правительством области по представлению соответствующих представительных органов местного самоуправления.
Для рассмотрения вопроса о присвоении имен особо выдающихся людей, государственных и общественных деятелей улицам, площадям, другим составным частям населенных пунктов в Правительство области представляются следующие документы:
1) решение представительного органа местного самоуправления по вносимому предложению;
2) ходатайство органов государственной власти области, органов местного самоуправления, государственных или общественных организаций, трудовых коллективов, граждан;
3) пояснительная записка, содержащая подробные сведения о государственном или общественном деятеле, имя которого присваивается улице, площади, другой составной части населенного пункта, связи указанного лица с данной местностью, сведения об инициаторах данного предложения;
4) смета расходов, связанных с присвоением улицам, площадям, другим составным частям населенных пунктов имен особо выдающихся людей, государственных или общественных деятелей, с указанием источников финансирования;
5) план населенного пункта в трех экземплярах с указанием улиц, площадей, других составных частей населенного пункта, которым присваиваются имена особо выдающихся людей, государственных или общественных деятелей.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. Учет и регистрация административно-территориальных единиц области
(в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)

Учет и регистрация административно-территориальных единиц области осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти области в соответствующем реестре, положение о котором утверждается областной Думой.
(часть первая в ред. Закона Саратовской области от 09.10.2006 № 99-ЗСО)
На основании данных Реестра административно-территориального деления Саратовской области Правительство области обеспечивает опубликование справочника административно-территориального устройства Саратовской области.
(часть вторая введена Законом Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)
Правовые акты областной Думы по вопросам административно-территориального устройства Саратовской области направляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере наименований географических объектов, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере геодезической и картографической деятельности и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере государственной статистики.
(часть третья введена Законом Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

Статья 19. Передача территорий

Передача территории в связи с образованием административно-территориальной единицы или передачей из одной административно-территориальной единицы в другую оформляется соответствующим актом.

Статья 19.1. Разрешение разногласий по вопросам административно-территориального устройства

(введена Законом Саратовской области от 06.02.2004 № 5-ЗСО)

Разногласия по вопросам административно-территориального устройства могут регулироваться путем согласительных процедур либо по инициативе органов местного самоуправления рассматриваться на заседаниях комиссии по вопросам административно-территориального устройства Саратовской области.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Признать утратившим силу Временное положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Саратовской области, принятое постановлением Саратовской областной Думы от 27 марта 1996 г. № 25-336 (с изменением от 9 июля 1997 г. № 43-812) со дня вступления в силу настоящего Закона.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г. Саратов
3 апреля 2000 года
№ 21-ЗСО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru