Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Саратовская91.txt.9736
Саратовская

ПИСЬМО УФНС РФ по Саратовской области от 30.06.2005 № ММ-6-19/529@
"О ДЕЙСТВИЯХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ОСПАРИВАНИЮ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 30 июня 2005 г. № ММ-6-19/529@

О ДЕЙСТВИЯХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ПО ОСПАРИВАНИЮ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКОВ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005 г. № 16504/04 и № 16507/04 по вопросу о признании задолженности по налогам и сборам действующей организации безнадежной к взысканию в связи с истечением сроков исковой давности на взыскание налоговыми органами недоимки и задолженности по пеням как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установил следующее.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации № 943-1 от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются НК РФ и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
У Инспекции ФНС России, действующей в рамках представленных ей полномочий, не имеется оснований удовлетворять заявление налогоплательщика об исключении из лицевого счета сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, безнадежные к взысканию.
Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Положение пункта 3 статьи 48 НК РФ применяется арбитражными судами с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5. Позиция Пленума по данному вопросу сводится к тому, что истечение сроков принудительного взыскания влечет невозможность взыскания задолженности по налоговым платежам. Как следует из сложившейся судебно-арбитражной практики, в случае истечения сроков для взыскания налоговыми органами налоговых платежей в судебном порядке недоимка признается судом безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
Вместе с тем, обязанность каждого налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов определена статьей 57 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ недоимка по федеральным налогам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой казалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аналогичные права в отношении региональных и местных налогов имеют, соответственно, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В целях реализации статьи 59 НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 12 февраля 2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам", согласно которому решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
- с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора;
- со смертью налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;
- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 НК РФ.
Истечение сроков исковой давности на взыскание налоговыми органами недоимки и задолженности по пеням в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46 - 47 НК РФ, не освобождает налогоплательщика от исполнения конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов и не может служить основанием для прекращения данной обязанности в соответствии с пунктом 3 статьи 44 НК РФ.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает сроков давности по уплате недоимки по налогам и задолженности по пеням.
Учитывая вышеизложенное, ФНС России направляет Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2005 г. № 16504/04 и № 16507/04 для оказания помощи территориальным налоговым органам в действиях по обжалованию судебных актов о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по налогам и сборам в связи с утратой налоговыми органами права на взыскание задолженности как во внесудебном, так и в судебном порядке.

М.П.МОКРЕЦОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru