Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избиркома Саратовской области от 24.08.2007 № 01-09/83-П
"О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО УЧАСТИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2007 г. № 01-09/83-П

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО УЧАСТИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

В соответствии с статьи 14 Закона Саратовской области "О выборах депутатов Саратовской областной Думы" избирательная комиссия Саратовской области постановляет:
1. Одобрить Методические рекомендации по участию избирательных объединений в выборах депутатов Саратовской областной Думы четвертого созыва (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник избирательной комиссии Саратовской области".

Заместитель председателя
избирательной комиссии Саратовской области
В.А.ХЛЮПИН





Приложение
к постановлению
избирательной комиссии Саратовской области
от 24 августа 2007 г. № 01-09/83-П

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧАСТИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

Настоящее методическое пособие разработано в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральным законом "О политических партиях" и Законом Саратовской области "О выборах в депутатов Саратовской областной Думы" (далее - Закон Саратовской области), регламентирующими порядок деятельности избирательных объединений при проведении выборов в Саратовскую областную Думу.
В законодательстве применяются следующие термины и понятия:
политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях").
Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (пункт 1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях");
региональное отделение политической партии - структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях");
избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации политические партии, включая их региональные отделения, наделенные в порядке, предусмотренном уставами этих политических партий, правом участвовать в выборах соответствующего уровня, являются единственным видом общественных объединений, который может обладать статусом избирательного объединения.
При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования, при этом указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, которые не затрагивают вопроса участия в выборах указанного общественного объединения (пункт 25 статьи 2 Федерального закона).
Наделение правом выдвижения кандидатов, списков кандидатов структурных подразделений политических партий (на выборах депутатов Саратовской областной Думы четвертого созыва - региональных отделений) пунктом 2 статьи 25 и пунктом 2 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" предусматривается непосредственно.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию Саратовской области (пункт 9 статьи 35 Федерального закона)

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ В ОБЛАСТНУЮ ДУМУ

Избирательные объединения, участвуют в выборах в областную Думу на равных основаниях в порядке, установленном законодательством.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации. Политическая партия, представившая в уполномоченные органы документы, подтверждающие государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения, иные структурные подразделения вправе принимать участие в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах (пункт 2 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях");
Избирательные объединения имеют право:
принимать участие в выборах (пункт 2 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях")
выдвигать кандидатов (статья 26 Закона Саратовской области);
выдвигать областной список кандидатов (статья 27 Закона Саратовской области);
участвовать в формировании окружных, территориальных, участковых избирательных комиссий (статья 13 Закона Саратовской области);
назначать наблюдателей. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса (часть 4 статьи 20 Закона Саратовской области);
назначать представителей, уполномоченных в соответствии с Законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов областной Думы, в том числе по финансовым вопросам (статья 23 Закона Саратовской области);
Избирательные объединения обязаны:
соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия (пункт 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях");
предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно (пункт 19 статьи 20 Федерального закона);
Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, областной список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за десять дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям, кандидатам в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией (часть 9 статьи 43 Закона Саратовской области).
Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях (пункт 4 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях").
Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений (пункт 5 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях").
Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются (пункт 6 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях").
В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении (пункт 7 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях").
Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном Законом Саратовской области порядке. Избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании, в том числе по договору аренды, на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (часть 5 статьи 53 Закона Саратовской области).
Зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, избирательным объединениям, их уполномоченным представителям и доверенным лицам, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании (часть 15 статьи 59 Закона Саратовской области).

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

3. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения (пункт 10 статьи 35 Федерального закона).
В случаях и порядке, предусмотренных законом, избирательное объединение вправе представить в соответствующую избирательную комиссию свою эмблему, описание которой содержится в его уставе (пункт 12 статьи 35 Федерального закона).
Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после представления таких наименований и эмблем в соответствующую избирательную комиссию не допускается (пункт 13 статьи 35 Федерального закона).
Выдвижение избирательными объединениями кандидатов, областных списков кандидатов на выборах депутатов Саратовской областной Думы регламентируется статьями 26 - 28 Закона Саратовской области.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения (часть 6 статьи 25 Закона Саратовской области).
Избирательное объединение не позднее чем за 45 дней до дня голосования вправе с согласия кандидата изменить одномандатный избирательный округ, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут, представив решение об этом в избирательную комиссию области. Избирательное объединение также вправе по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования с согласия кандидата, включенного в областной список кандидатов, выдвинуть его в любом одномандатном избирательном округе, представив решение об этом в избирательную комиссию области. О выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу, изменении кандидатом одномандатного избирательного округа соответствующая окружная избирательная комиссия уведомляется в порядке, установленном статьей 28 Закона Саратовской области (часть 6 статьи 26 Закона Саратовской области).
Областной список кандидатов и (или) список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам (далее - списки кандидатов), представляются уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию области не позднее чем за 45 дней до дня голосования. В этих списках для каждого кандидата указываются:
фамилия, имя, отчество,
дата и место рождения,
адрес места жительства,
серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,
наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина,
гражданство,
образование,
основное место работы или службы,
занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Списки кандидатов представляются в избирательную комиссию области в печатном и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией области (часть 1 статьи 28 Закона Саратовской области).
Одновременно со списками кандидатов, указанными в части 1 настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы:
1) нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;
2) нотариально удостоверенную копию устава соответствующей политической партии;
3) решение (решения) съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении списка (списков) кандидатов;
4) список уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием сведений о них, перечисленных в части 4 статьи 23 Закона Саратовской области;
5) оформленные в установленном порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения по финансовым вопросам;
6) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии (часть 2 статьи 28 Закона Саратовской области).
Уполномоченный представитель избирательного объединения одновременно с указанными в частях 1 и 2 статьи 28 Закона Саратовской области документами представляет в отношении каждого из кандидатов:
1) заявление кандидата в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата;
2) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме в соответствии с Приложением 4 к Закону Саратовской области (часть 3 статьи 28 Закона Саратовской области).
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, может быть включен в состав только одного областного списка кандидатов и выдвинут только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения (часть 4 статьи 28 Закона Саратовской области).
Если избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов по одномандатным избирательным округам, за исключением случая внесения избирательного залога, осуществляет в поддержку кандидата сбор подписей избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, то в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи не менее двух процентов избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа (часть 1 статьи 30 Закона Саратовской области).
Если избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, за исключением случая внесения избирательного залога, осуществляет в его поддержку сбор подписей избирателей, то оно обязано собрать в его поддержку два процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона (часть 2 статьи 30 Закона Саратовской области).
Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы" (пункт 10 статьи 16 Федерального закона).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными (пункт 6 статьи 37 Федерального закона).
Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения.
При приеме избирательных документов избирательные комиссии заверяют каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяют соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдают кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема подписных листов. Соответствующая избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, в случае, если документы доставлены до истечения указанного в частях 1 и 2 статьи 32 Закона Саратовской области времени (часть 3 статьи 32 Закона Саратовской области).
Проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, областного списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему одномандатному избирательному округу, или их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов по одномандатному избирательному округу, а в избирательной комиссии области - уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших областные списки кандидатов. О времени проведения соответствующей жеребьевки и проверки подписных листов должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата, областного списка кандидатов количество подписей кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки (часть 3 статьи 33 Закона Саратовской области).
Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение в поддержку выдвижения кандидата, областного списка кандидатов, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата, областного списка кандидатов производится соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом, избирательным объединением на специальный счет избирательной комиссии области. Указанный счет открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, избирательным объединением должно сопровождаться представлением им в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии области, а также других документов, необходимых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, указанных соответственно в частях 1 и 2 настоящей статьи и не связанных со сбором подписей избирателей. Размер избирательного закона устанавливается статьей 54 Закона Саратовской области и составляет 10 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата/избирательного объединения (В соответствии со статьей 52 Закона Саратовской области предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда для кандидата не может превышать три миллиона 300 тысяч рублей, для избирательного объединения - не может превышать 60 миллионов рублей).
Порядок внесения залога устанавливаются статьей 54 Закона Саратовской области.
В соответствии с Федеральным законом регистрация кандидата, областного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, областных списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, областного списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении указанного кандидата, областного списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом. (часть 6 статьи 32 Закона Саратовской области).
При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении окружной избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном избирательного округе и в составе областного списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе областного списка кандидатов (часть 2 статьи 34 Закона Саратовской области).
Решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата, областного списка кандидатов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата, областного списка кандидатов документов (а в отношении кандидатов, избирательных объединений, внесших для регистрации избирательный залог, - после поступления избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии области) (часть 3 статьи 34 Закона Саратовской области).
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, областного списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, областного списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе областного списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 6 и 8 статьи 25 и частями 3, 5, 11 и 12 статьи 28 Закона Саратовской области, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), областного списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (часть 4 статьи 34 Закона Саратовской области).
Не допускается регистрация одного и того же лица более чем в одном областном списке кандидатов, а также более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может одновременно входить в зарегистрированный областной список кандидатов другого избирательного объединения (часть 6 статьи 34 Закона Саратовской области).
Одно и то же лицо может быть одновременно зарегистрировано кандидатом по единому избирательному округу и по одному одномандатному избирательному округу, если кандидат по одномандатному избирательному округу и областной список кандидатов были выдвинуты одним и тем же избирательным объединением (часть 7 статьи 34 Закона Саратовской области).
В случае отказа в регистрации кандидата, областного списка кандидатов, исключения кандидата из областного списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из областного списка кандидатов обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, областной список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа в регистрации, исключения кандидата из областного списка кандидатов объединением (часть 9 статьи 34 Закона Саратовской области).
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков их выдвижения (часть 14 статьи 34 Закона Саратовской области).
Кандидат, выдвинутый в составе областного списка кандидатов, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования), кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, представит указанное заявление до заверения списка кандидатов, избирательная комиссия исключает этого кандидата из списка кандидатов до такого заверения. Если кандидат, подавший заявление о снятии своей кандидатуры, выдвинут в составе списка кандидатов, избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов (части 1, 2 статьи 38 Закона Саратовской области).
Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов. Решение об отзыве кандидата, списка кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Если кандидат, список кандидатов был зарегистрирован, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов избирательная комиссия принимает решение об аннулировании регистрации кандидата, списка кандидатов (часть 3 статьи 38 Закона Саратовской области).
Избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 Федерального закона. Не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение кандидатов в списке, кроме случаев, когда такое перемещение связано с изменением очередности из-за выбытия или исключения некоторых кандидатов (часть 4 статьи 38 Закона Саратовской области).
В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов, областного списка кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный областной список кандидатов, либо в связи с тем, что регистрация кандидата, областного списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией области, соответствующей окружной избирательной комиссией на основании пункта 3 или 4 статьи 76 Федерального закона (Пункт 3. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права. Пункт 4. Регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения. Регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого иным общественным объединением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании решения соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения (если это решение не обжаловано или не признано судом незаконным) либо в случае ликвидации общественного объединения, за исключением аннулирования регистрации из-за выбытия кандидата из списка кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам). В случае необходимости дополнительного выдвижения кандидатов, областного списка кандидатов в связи с тем, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру или избирательное объединение без вынуждающих к тому обстоятельств отозвало зарегистрированного кандидата, зарегистрированный областной список кандидатов, либо в связи с тем, что регистрация кандидата, областного списка кандидатов была отменена судом или аннулирована избирательной комиссией области, соответствующей окружной избирательной комиссией.
Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, в соответствии с Федеральным законом понимаются ограничение зарегистрированного кандидата судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать областной список кандидатов, в соответствии с Федеральным законом понимаются выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) кандидатов, занимавших первые три места в областном списке кандидатов, или более чем 50 процентов кандидатов из областного списка кандидатов. (часть 8 статьи 38 Закона Саратовской области).
Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе иметь не более десяти доверенных лиц, избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, - не более 120 доверенных лиц. Указанные лица регистрируются соответственно окружной избирательной комиссией или избирательной комиссией области. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. В заявлении либо представлении относительно каждой кандидатуры доверенного лица указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (часть 1 статьи 37 Закона Саратовской области).

4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ

Избирательные объединения, выдвинувшие областные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательной комиссией области. Кандидат, выдвинутый только в составе областного списка кандидатов, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов только по одномандатным избирательным округам, собственные избирательные фонды не создают (часть 1 статьи 52 Закона Саратовской области).
Кандидаты вправе, а избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется соответствующей избирательной комиссией по письменному представлению кандидата, избирательного объединения (часть 2 статьи 52 Закона Саратовской области).
Избирательные фонды избирательных объединений могут формироваться только за счет следующих денежных средств:
1) собственных средств избирательного объединения, которые не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, установленной в соответствии с Законом Саратовской области;
2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер добровольного пожертвования не может превышать соответственно 0,2 процента и 3,5 процента от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, установленной в соответствии с настоящим Законом, для каждого гражданина, юридического лица (часть 5 статьи 52 Закона Саратовской области).
Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения не может превышать 60 миллионов рублей. (часть 6 статьи 52 Закона Саратовской области).
В соответствии с Федеральным законом запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений:
1) иностранным государствам и иностранным организациям;
2) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона;
3) лицам без гражданства;
4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
6) международным организациям и международным общественным движениям;
7) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
8) государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
9) юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
10) организациям, учрежденным государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациям, учрежденным юридическими лицами, указанными в пунктах 5 и 6 части 7 статьи 52 Закона Саратовской области; организациям, имеющим в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах 5 и 6 части 7 статьи 52 Закона Саратовской области, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
12) благотворительным и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства - или если им указаны недостоверные сведения о себе, либо юридическое лицо, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты - или если указаны недостоверные сведения;
14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования;
15) некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от:
иностранных государств, а также от указанных в пунктах 1 - 4, 6 - 8, 11 - 14 части 7 статьи 52 Закона Саратовской области органов, организаций или физических лиц;
российских юридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации);
организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта;
организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) юридических лиц, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год) (часть 7 статьи 52 Закона Саратовской области).
Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующие избирательные фонды. Расходование с целью достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения и без оплаты из соответствующего избирательного фонда выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенных результатов на выборах. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц (пункт 4 статьи 53 Закона Саратовской области).
Кандидаты, избирательные объединения вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а также на проведение предвыборной агитации, осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды в установленном Законом Саратовской области порядке. Избирательное объединение, выдвинувшее областной список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании, в том числе по договору аренды, на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (часть 5 статьи 53 Закона Саратовской области)
Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется избирательной комиссией области. Копии финансовых отчетов передаются избирательными комиссиями в средства массовой информации для опубликования не позднее чем через пять дней со дня их поступления (часть 8 статьи 53 Закона Саратовской области)
Избирательное объединение, зарегистрировавшее областной список кандидатов, получившее по результатам голосования менее двух процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, либо не допущенное к распределению депутатских мандатов, обязано возместить в полном объеме региональным государственным организациям телерадиовещания и редакциям областных государственных периодических печатных изданий стоимость предоставленных бесплатных эфирного времени и печатной площади до дня сдачи итогового финансового отчета (часть 9 статьи 53 Закона Саратовской области)
После дня голосования кандидаты, избирательные объединения обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вложенным средствам. В соответствии с Федеральным законом по истечении 30 дней со дня голосования кредитная организация обязана по письменному указанию соответствующей избирательной комиссии в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся на специальном избирательном счете неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования - в доход областного бюджета (часть 11 статьи 53 Закона Саратовской области)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru