Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СОГЛАШЕНИЕ Правительства Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области от 21.12.2007
<О СОГЛАШЕНИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008 - 2010 ГОДАХ>

Официальная публикация в СМИ:
"Саратовская областная газета", № 35 (2050), 01.03.2008.


Утрачивает силу с 31 декабря 2010 года (пункт 9.10 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 1 января 2008 года (пункт 9.10 данного документа).



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОЮЗ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАШЕНИЕ
от 21 декабря 2007 года

Правительство Саратовской области (далее - Правительство), Федерация профсоюзных организаций Саратовской области (далее - Профсоюзы), Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области (далее - Работодатели) заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее соглашение (далее - Соглашение), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области в 2008 - 2010 годах, совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения предусматривают проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный и безопасный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности экономики, увеличения валового регионального продукта.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением, заключаемым между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

I. Развитие экономики, стимулирование производства
и предпринимательства

Стороны:

1.1. Проводят политику, направленную на ускорение темпов развития, формирование структурно развитой, конкурентоспособной экономики, увеличение занятости на базе ее инновационного обновления и повышения инвестиционной активности.
1.2. Разрабатывают и реализуют программы развития области и отдельных отраслей ее экономики, направленные на решение задач удвоения валового регионального продукта и преодоления бедности.
1.3. Способствуют сохранению деятельности предприятий и трудовых коллективов, находящихся на территории области.
1.4. В случае необходимости осуществляют меры, направленные на предотвращение и защиту от рейдерства, скупки акций и имущества организаций области с целью их закрытия или банкротства.

Правительство:

1.5. Совместно, во взаимодействии с федеральными органами власти принимает меры по снижению темпов инфляции, разрабатывает в пределах своей компетенции меры по сдерживанию роста тарифов локальных монополистов.
Не допускает необоснованного повышения цен и тарифов, регулируемых на областном уровне.
1.6. Содействует продвижению продукции областных товаропроизводителей за пределы области и Российской Федерации.
1.7. Обеспечивает участие области в реализации федеральных целевых и адресной инвестиционной программ.
1.8. Разрабатывает и совершенствует нормативно-правовую базу для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в область, развития малого и среднего бизнеса.
1.9. Ежегодно заключает Соглашения о сотрудничестве с крупными предприятиями и организациями в целях социально-экономического развития области.

Работодатели и Профсоюзы:

1.10. Предусматривают в коллективных договорах обязательства по развитию производства, выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышению спроса на нее как на внутреннем, так и на внешнем рынке, росту производительности труда, улучшению финансового состояния.
1.11. Организуют экономическое соревнование подразделений, конкурсы профессионального мастерства на предприятиях и в организациях с подведением итогов и применением форм морального и материального стимулирования (Доска Почета, Книга Почета, Галерея Славы и др.).
1.12. Регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития предприятия.

Работодатели:

1.13. Обеспечивают включение представителей профсоюзов в коллегиальные органы управления организаций, обсуждают с представительными органами работников планы социально-экономического развития организаций.

Профсоюзы:

1.14. Изучают производственную и социально-экономическую ситуацию в организациях, анализируют и обобщают поступающие от трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов предложения по улучшению работы организаций и направляют их в органы управления организаций, органы государственной власти и местного самоуправления.
1.15. Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзных органов.

II. Развитие кадрового потенциала
и обеспечение занятости населения

Стороны:

2.1. Считают необходимым осуществлять политику, направленную на увеличение числа рабочих мест, обеспечивающих постоянные трудовые отношения, сохранение и развитие кадрового потенциала, создание системы профессионального образования и подготовки кадров, удовлетворяющей потребности экономики, предоставление гарантий занятости для выпускников учреждений профессионального образования, впервые выходящих на рынок труда.

Правительство:

2.2. Осуществляет региональную политику в области развития кадрового потенциала и обеспечивает ее реализацию, разрабатывает программу по развитию кадрового потенциала.
2.3. Разрабатывает и реализует комплексные мероприятия по содействию занятости населения области.
2.4. Поддерживает осуществление активных мер в сфере занятости на областном рынке труда, участвует в проведении анализа и прогноза развития рынка труда области.
2.5. Осуществляет ежегодное формирование регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе начального профессионального образования Саратовской области.
2.6. Принимает меры по трудоустройству выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в организации всех форм собственности.
2.7. Представляет профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и качественном составе безработных граждан.
2.8. Не допускает при проведении структурных преобразований в отраслях образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания массовых сокращений работников, заранее планирует трудоустройство высвобождаемых работников.

Работодатели и Профсоюзы:

2.9. Включают в коллективные договоры обязательства по сохранению и созданию новых рабочих мест, по развитию персонала (подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; опережающее обучение высвобождаемых работников, обеспечение условий для привлечения и работы молодых специалистов), по дополнительным гарантиям высвобождаемым работникам (расширение перечня работников, имеющих преимущественное право на оставление на работе, предоставление оплачиваемого времени для поиска работы).

Работодатели:

2.10. Принимают участие в договорных отношениях с учреждениями профессионального образования по подготовке молодых специалистов с последующим трудоустройством, обеспечивают прохождение производственной практики для студентов и учащихся, развивают институт наставничества.
2.11. На условиях софинансирования содействуют организации рабочих мест под оплачиваемые общественные работы и временному трудоустройству граждан.
2.12. Создают и развивают системы внутрипроизводственного обучения и службы по развитию кадров на предприятиях области.
2.13. Обеспечивают финансирование мероприятий по развитию персонала на производстве (повышение квалификации, переподготовка, сертификация и т.п.).
2.14. Создают рабочие места для инвалидов согласно установленной квоте, трудоустраивают их самостоятельно либо по направлению органов государственной службы занятости.
2.15. Своевременно информируют органы государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и предстоящем высвобождении работников.

Профсоюзы:

2.16. Участвуют в работе комиссий всех уровней по решению вопросов развития персонала и занятости населения, а также в комиссиях, создаваемых в организациях для аттестации и установления уровня квалификации работников, в связи с банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией организаций и др.
2.17. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по вопросам занятости и социальных гарантий безработным, осуществляют контроль и правовую защиту трудящихся в вопросах приема, перевода и увольнения, изменения условий трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, трудовой дисциплины, материальной ответственности, трудовых гарантий и компенсаций.

III. Заработная плата

Стороны:

3.1. Осуществляют последовательную политику, направленную на повышение реальной заработной платы, создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения, уменьшение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, снижение дифференциации заработной платы.
3.2. Принимают меры по увеличению среднемесячной заработной платы по области с темпами роста, опережающими уровень роста в целом по Российской Федерации.
3.3. Принимают меры по доведению минимального размера оплаты труда работников предприятий и организаций внебюджетного сектора экономики области до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.4. Ежегодно, до внесения областного бюджета в областную Думу, заключают региональное соглашение по минимальной заработной плате области на предстоящий год.

Правительство:

3.5. Предусматривает в целевых ориентирах на 2008 год размер среднемесячной заработной платы по отраслевым органам исполнительной власти с учетом итогов социально-экономического развития Саратовской области в 2007 году.
3.6. При подготовке областного бюджета на очередной финансовый год обеспечивает рассмотрение на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) вопрос об оплате труда работников бюджетной сферы.
3.7. При разработке новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений на очередной финансовый год руководствуется нормами, предусмотренными Едиными рекомендациями, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Оказывает помощь органам местного самоуправления в разработке систем оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы.
3.8. Принимает меры по переводу работников областных учреждений бюджетной сферы на новые условия оплаты труда не позднее сроков, установленных для федеральных организаций.
3.9. Разрабатывает и реализует меры по сокращению дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики, предусматривая необходимые средства при формировании бюджета на очередной год.
3.10. Обеспечивает своевременную, не реже 2 раз в месяц, выплату заработной платы работникам областных бюджетных учреждений и организаций.
Продолжает деятельность областной координационной комиссии по вопросам заработной платы.
3.11. Проводит мониторинг уровня жизни населения области для оценки эффективности социально-экономических преобразований и ежегодно информирует Стороны о тенденциях изменения основных показателей уровня жизни населения.

Работодатели и профсоюзы:

3.12. Добиваются установления в организациях внебюджетного сектора экономики тарифной ставки первого разряда на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения, инициируют включение в коллективные договоры положений по оплате труда, установленных отраслевыми соглашениями.
3.13. Предусматривают в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не реже одного раза в год.
3.14. Включают в коллективные договоры предприятий внебюджетного сектора экономики положения о повышении удельного веса тарифа (оклада) в общем заработке работников до 70 процентов.

Работодатели:

3.15. Сохраняют долю оплаты труда в общих затратах на производство и в цене продукции не ниже достигнутой за прошедший период.
3.16. Принимают меры по доведению в 2010 году среднемесячной заработной платы во внебюджетном секторе экономики области до 19700 рублей.
3.17. Добиваются установления с 1 января 2009 года (кроме организаций, финансируемых из бюджетов) минимального уровня заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Саратовской области.
3.18. При обращении любой из Сторон информируют о размерах заработной платы и ее задолженности, принимаемых мерах по погашению долгов.
3.19. Принимают меры по погашению задолженности по заработной плате и в случае ее задержки проводят индексацию в соответствии с действующим законодательством.

Профсоюзы:

3.20. Рассматривают на заседаниях своих органов вопросы оплаты труда и своевременности ее выплаты, проводят проверки соблюдения законодательства об оплате труда.
3.21. Рассматривают заявления работников по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие меры; ставят перед государственными контрольно-надзорными органами вопрос о привлечении к ответственности нарушителей трудового законодательства, оказывают необходимую правовую помощь в отстаивании законных прав и интересов работников, в т.ч. в судебном порядке, предоставляют членам профсоюза консультации по вопросам заработной платы и ее налогообложения.
3.22. Осуществляют мониторинг в организациях внебюджетного сектора экономики уровня тарифной ставки первого разряда, минимального размера оплаты труда, величины средней заработной платы и ее покупательной способности, информируют об этих показателях членские организации, координационные советы профсоюзов городов и районов, объединение работодателей, орган исполнительной власти области в сфере труда.
3.23. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты с индексацией, предусмотренной коллективным договором, но не ниже установленной действующим законодательством.
3.24. Принимают меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с отраслевыми тарифными соглашениями.

IV. Охрана труда и экологическая безопасность

Стороны:

4.1. Реализуют областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Саратовской области" на 2007 - 2009 годы, утвержденную Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. № 152-ЗСО, разрабатывают с участием заинтересованных органов программу улучшения условий и охраны труда в области на последующий период.
4.2. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области.
4.3. Организуют и проводят ежегодные смотры-конкурсы состояния условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях области по отраслевому принципу.
4.4. Реализуют государственную политику в области охраны труда, осуществляют государственное управление охраной труда в целом по области и по отраслевому принципу.
4.5. Согласованными действиями обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.
4.6. Содействуют развитию сети организаций, оказывающих услуги в области охраны труда для предприятий и организаций.
4.7. Принимают меры по формированию у работников сознательного отношения к соблюдению требований охраны труда на каждом рабочем месте, личной ответственности за свое здоровье и безопасность.

Правительство:

4.8. Осуществляет развитие и совершенствование областного мультиагентного Интернет портала по охране труда.
4.9. Содействует в пределах своей компетенции внедрению сертификации организации работ по охране труда в целях создания здоровых и безопасных условий труда на основе их фактической и достоверной оценки.
4.10. Совместно с Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляет меры по повышению экономической заинтересованности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.11. Осуществляет в пределах своей компетенции государственную экспертизу условий труда.
4.12. В расходах на содержание органов исполнительной власти области и областных государственных учреждений предусматривает средства на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.13. Обеспечивает своевременное обследование при подготовке к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха детей на экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность.
4.14. Осуществляет государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
4.15. Участвует в обеспечении населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области.
4.16. Оказывает содействие контрольно-надзорным органам в осуществлении в полном объеме функций по государственному надзору и контролю за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда на территории Саратовской области, учитывает их информацию при разработке долгосрочных программ и планов мероприятий по улучшению состояния охраны труда в области.

Работодатели и Профсоюзы:

4.17. Включают в коллективные договоры мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
4.18. Развивают институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда, определяют для них меры морального и материального поощрения в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.

Работодатели:

4.19. Принимают необходимые меры по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
4.20. Проводят в установленные сроки аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Обеспечивают участие представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в работе аттестационных комиссий, своевременное и в полном объеме выполнение планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, разработанных по результатам аттестации.
4.21. Предоставляют в соответствии с соглашениями и коллективными договорами дополнительные, по сравнению с законодательством, компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, на тяжелых работах.
4.22. Принимают меры по снижению и исключению на производстве тяжелого физического труда, и, в первую очередь, среди работающих женщин.
4.23. В целях сокращения количества рабочих мест, условия труда на которых не соответствуют санитарно-техническим требованиям, внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работающих.
4.24. Проводят за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и внеочередные медицинские обследования работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения осмотров, обеспечивают выделение средств на проведение курса гигиенического обучения и оплату личных медицинских книжек работников в соответствии с действующим законодательством.
Развивают практику информирования работников о производственных рисках в ходе предварительных и периодических медицинских осмотров.
4.25. Организуют производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий в целях обеспечения безопасных условий труда.
4.26. Обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников с оборудованием необходимого качества помещений для приема пищи, гардеробных, душевых, комнат психологической разгрузки.
4.27. Выделяют при необходимости средства на проведение дополнительных профилактических прививок работников в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
4.28. Принимают меры по созданию специальных рабочих мест за счет собственных средств для трудоустройства инвалидов, получивших у данного работодателя трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.29. Разрабатывают и реализуют мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
4.30. Обеспечивают соблюдение установленных норм и правил в области охраны окружающей среды.
4.31. Обеспечивают организацию и проведение производственного экологического контроля.

Профсоюзы:

4.32. Во взаимодействии с государственными органами осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, предоставлением компенсаций за работу во вредных условиях, выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
4.33. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий по охране труда. Осуществляют контроль за ходом их выполнения.
4.34. Организуют обучение и проверку знаний по охране труда профсоюзного актива, а также разработку, издание и распространение справочно-методической литературы по охране труда.
4.35. Участвуют в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях области.
4.36. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивают (в том числе в судебных органах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.37. Защищают права и законные интересы членов профсоюзов по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

V. Социальная поддержка населения

Стороны:

5.1. Проводят согласованную политику, направленную на совершенствование законодательства области по вопросам социальной поддержки населения; сохранение реального уровня льгот, повышение уровня социальных гарантий для населения области, обеспечение выполнения законов о соблюдении прав граждан на социальную поддержку.

Правительство:

5.2. Осуществляет исполнение законодательства Российской Федерации и области о социальной поддержке отдельных категорий граждан области и организует выполнение на территории области приоритетных национальных проектов.
5.3. Обеспечивает совместное с органами местного самоуправления области предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующими нормативными правовыми актами специалистам образования, социальной защиты населения, здравоохранения и культуры, физической культуры и спорта, проживающим и работающим в сельской местности.
5.4. Разрабатывает нормативно-правовые акты и предусматривает при формировании областного бюджета средства на финансирование санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы.
5.5. Предусматривает меры по увеличению фактического числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе за счет нового строительства детских садов.
5.6. Разрабатывает положение о стимулировании дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования и выходит с предложением в областную Думу о выделении средств на поощрение дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
5.7. Обеспечивает предоставление частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающихся в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, а также в общеобразовательных учреждениях в соответствии с Законом Саратовской области "Об образовании";
5.8. Предусматривает средства в рамках стипендиального фонда на материальную поддержку, в том числе санаторно-курортное лечение, особо нуждающихся обучающихся в государственных областных учреждениях профессионального образования.
5.9. Сохраняет и обеспечивает в пределах своей компетенции для школьников, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования дневной формы обучения, пенсионеров льготную стоимость месячных проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования.
5.10. Организовывает и проводит областные мероприятия:
- конкурс "Студенческий лидер";
- конкурс на лучшее студенческое общежитие;
- фестиваль "Студенческая весна";
- студенческий форум;
- конкурс на лучший оздоровительно-спортивный лагерь.

Работодатели и Профсоюзы:

5.11. Выделяют средства из фондов организаций и профсоюзных денежных фондов для организации отдыха работников и членов их семей.
Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы для работающих, в том числе:
- материальную и иную помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла и неработающим пенсионерам.

Работодатели:

5.12. Не допускают закрытия, использования не по назначению, обеспечивают материальное укрепление объектов социально-культурной сферы, спортивных объектов, загородных оздоровительных лагерей, находящихся на балансе организаций. Осуществляют своевременную подготовку оздоровительных лагерей, объектов к отдыху детей, подростков в летний и зимний периоды, принимают участие в комплектовании лагерей кадрами.
5.13. Обеспечивают отчисление профсоюзам средств для проведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иной работы в трудовых коллективах в случаях, предусмотренных коллективным договором.

Профсоюзы:

5.14. Обобщают обращения граждан, членов профсоюзов по вопросам социальной поддержки населения, вносят в федеральные и областные органы государственной власти предложения по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере, содействуют разрешению обоснованных заявлений и жалоб членов профсоюзов.
5.15. Рассматривают разрабатываемые на федеральном уровне законопроекты, затрагивающие социально-трудовые права работников и граждан страны, направляют в органы власти свои предложения по этим законопроектам. Инициируют при необходимости проведение в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений консультаций по этим законопроектам с целью выяснения и сближения позиций сторон.
5.16. Участвуют в соответствии с законодательством через представителей в управлении государственными внебюджетными социальными фондами (фондами социального и медицинского страхования, пенсионным фондом).

VI. Поддержка семьи, материнства и детства

Правительство:

6.1. Разрабатывает программу летнего оздоровления и отдыха детей, подростков в загородных оздоровительных лагерях, на детских площадках при школах, в подростковых клубах и центрах социального обслуживания населения районов.
6.2. Выделяет средства на организацию отдыха и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа учащейся молодежи в системе начального, среднего профессионального образования.
6.3. Выделяет средства на приобретение новогодних подарков для детей-сирот, детей-инвалидов, детей студенческих семей, детей из многодетных и неполных семей, а также оказывает содействие в обеспечении новогодними подарками детей работников государственных бюджетных организаций социальной сферы.

Работодатели и Профсоюзы:

6.4. Включают в коллективные договоры предприятий и организаций раздел "Поддержка семьи, материнства и детства", в котором предусматривают:
- материальную и иную помощь многодетным и неполным семьям, матерям-одиночкам;
- частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях;
- выдачу беспроцентной ссуды нуждающимся молодым семьям для приобретения жилья и покупки предметов домашнего обихода на условиях, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом;
- оказание дополнительной материальной помощи при рождении ребенка;
- выплату дополнительных ежемесячных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
- оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;
- предоставление оплачиваемого дня отдыха (1 сентября) матерям, имеющим детей - учеников начальной школы;
- обеспечение бесплатными новогодними подарками детей дошкольного и школьного возраста;
- оказание к 1 сентября матерям-одиночкам, вдовам ежегодной материальной помощи на каждого ребенка (для подготовки детей в дошкольные и учебные заведения) и др.

Профсоюзы:

6.5. Организуют в каникулярное время на базе здравниц и оздоровительных лагерей, находящихся в пользовании профсоюзов, отдых и оздоровление детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, попечителей и опекунов.

VII. Обязательное пенсионное страхование

Стороны:

7.1. Принимают меры по погашению просроченной задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
7.2. Инициируют создание в организациях комиссий по защите прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
7.3. Участвуют в решении вопросов добровольного пенсионного обеспечения.

Правительство:

7.4. Содействует Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в ведении реестра лиц, проживающих в Саратовской области и имеющих право на ежемесячную денежную выплату.
7.5. Рассматривает информацию об организациях, являющихся должниками по уплате страховых взносов, на координационной комиссии по вопросам заработной платы и межведомственных комиссиях при администрациях муниципальных образований.
7.6. Содействует Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в предоставлении бесплатной консультативной помощи застрахованным лицам, работникам кадровых служб предприятий, организаций, профактиву по вопросам персонифицированного учета, конвертации пенсионных прав и обязательного пенсионного страхования, инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Работодатели:

7.7. Осуществляют обязательное пенсионное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусматривают в коллективном договоре специальный раздел "Обязательное пенсионное страхование".
7.8. В целях дополнительного пенсионного обеспечения работников участвуют в создании и функционировании корпоративных пенсионных систем, заключают договоры с негосударственными пенсионными фондами.
7.9. Создают совместно с профсоюзными организациями на предприятии комиссию по пенсионным вопросам.
7.10. Принимают меры по предоставлению индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием электронно-цифровой подписи по телекоммуникационным каналам связи.
7.11. Выдают работникам предприятия один экземпляр индивидуальных сведений, предоставленных Пенсионным фондом Российской Федерации.
7.12. Обеспечивают сохранность и своевременно передают на архивное хранение документы по стажу, работе во вредных условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, заработной плате работников.
7.13. Обновляют Перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей работников, для которых установлено льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством.
7.14. Предоставляют в Пенсионный фонд Российской Федерации списки работников, уходящих на пенсию в ближайшие 2 года, и полный пакет документов, необходимых для назначения пенсии работнику, за 1 месяц до возникновения у него права на трудовую пенсию.

Профсоюзы:

7.15. Добиваются включения в коллективный договор специального раздела "Обязательное пенсионное страхование" и осуществляют общественный контроль за его выполнением.
7.16. Участвуют в работе комиссий предприятий по пенсионным вопросам.
7.17. Оказывают организационную помощь представителям Пенсионного Фонда Российской Федерации в работе консультационного пункта Пенсионного фонда Российской Федерации на предприятии и при проверке по вопросам реализации пенсионного законодательства.
7.18. Осуществляют контроль за деятельностью предприятий по выполнению законодательства о персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования, ведению и хранению документов, подтверждающих право работников на досрочное пенсионное обеспечение. Представляют интересы членов профсоюзов в судах по пенсионным вопросам.
7.19. Обеспечивают участие представителей профсоюзных организаций в деятельности межведомственных комиссий при администрациях муниципальных образований.
7.20. Принимают участие в заседаниях комиссии Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области по реализации обязательного пенсионного страхования в области.

VIII. Развитие социального партнерства

Стороны:

8.1. Проводят работу по дальнейшему развитию системы социального партнерства в Саратовской области и совершенствованию ее нормативно-правовой базы.
Содействуют принятию нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяющих порядок участия органов социального партнерства в формировании и реализации политики в сфере труда и направленных на реализацию статьи 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
8.2. Способствуют заключению региональных отраслевых соглашений и вовлечению в их действие всех работодателей.
8.3. Содействуют развитию социального партнерства и заключению соглашений в муниципальных образованиях области.
8.4. Поддерживают инициативы работодателей в области корпоративной социальной ответственности, способствуют расширению практики подготовки организациями социальных корпоративных отчетов. Обеспечивают ежегодное определение рейтинга добровольной корпоративной социальной ответственности организаций в Саратовской области.
8.5. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их, представителям при подготовке коллективных договоров.
Обеспечивают проведение ежегодного областного конкурса "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан".
8.6. Для улучшения информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства оказывают поддержку работе регионального регистра соглашений и коллективных договоров.
8.7. При подготовке проекта областного бюджета, составлении финансовых планов организаций и смет профсоюзов предусматривают средства для реализации взятых на себя настоящим Соглашением обязательств.
8.8. Совершенствуют формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами в целях усиления и обеспечения эффективного государственного и профсоюзного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании, пенсионном обеспечении, коллективных договорах и соглашениях.
8.9. Принимают меры по урегулированию коллективных трудовых споров.

Правительство:

8.10. Обеспечивает в установленном порядке участие профсоюзов и работодателей в разработке и обсуждении проектов законов Саратовской области, программ социально-экономического развития, других нормативных правовых актов в сфере труда, подготовленных органами исполнительной власти области.
8.11. Обеспечивает участие представителей профсоюзов в работе коллегий, комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти области, при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией социально-экономических интересов работников.

Работодатели и Профсоюзы:

8.12. Обеспечивают в организациях заключение и контроль выполнения коллективных договоров. Отчитываются об их выполнении на собраниях и конференциях трудовых коллективов.
8.13. Принимают меры по направлению на финансирование выплат и расходов социального характера не менее 2 процентов от объема реализации выпускаемой продукции.
8.14. Способствуют формированию организационных структур объединений работодателей и работников в городах и районах области.
8.15. Предусматривают в коллективных договорах дополнительные гарантии деятельности на предприятиях профсоюзных организаций, их выборных органов, а также освобожденных и не освобожденных членов выборных профсоюзных органов по сравнению с действующим трудовым законодательством и законодательством о профессиональных союзах.
На предприятиях и в организациях внебюджетной сферы, имеющих профсоюзную организацию численностью 100 и более человек, оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет средств работодателя на условиях, установленных коллективным договором.

Профсоюзы:

8.16. Проводят в организациях работу по созданию профсоюзных организаций.
8.17. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров, участия работников в управлении организацией.
8.18. Делегируют своих представителей в создаваемые Правительством области и другими органами исполнительной власти комиссии и рабочие группы, коллегии.

IX. Порядок организации
и контроля выполнения Соглашения

9.1. Стороны договорились о регулярном (не реже 1 раза в год) рассмотрении хода выполнения Соглашения на заседаниях Комиссии и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации.
9.2. Стороны договорились, что критериями для оценки результатов реализации соглашения является динамика изменения следующих основных социально-экономических показателей развития экономики и уровня жизни населения:
1. Индекс производства промышленной продукции.
2. Индекс производства сельскохозяйственной продукции.
3. Ввод жилья.
4. Прибыль и доля убыточных крупных и средних организаций по видам экономической деятельности.
5. Расходы областного и консолидированного бюджета области на социально-культурные мероприятия.
6. Общий коэффициент рождаемости.
7. Общий коэффициент смертности.
8. Естественный прирост (убыль) населения.
9. Начисленная среднемесячная заработная плата (номинальная в целом по экономике и по видам экономической деятельности и соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения).
10. Просроченная задолженность по заработной плате.
11. Средний размер назначенных пенсий (номинальный, соотношение с прожиточным минимумом пенсионера).
12. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).
13. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.
14. Соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения.
15. Индекс потребительских цен, в том числе на оплату жилья, оплату коммунальных услуг.
16. Численность работающих в экономике всего, на крупных и средних предприятиях в разрезе видов экономической деятельности.
17. Уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения, %).
18. Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода).
19. Удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин.
20. Производственный травматизм, в том числе со смертельным исходом.
21. Размер ежемесячного пособия на ребенка гражданам, проживающим на территории области.
22. Стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
9.3. Стороны предоставляют по взаимному запросу материалы, необходимые для контроля за исполнением настоящего Соглашения.
9.4. В случае реорганизации Сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.
9.5. Разногласия, связанные с реализацией Соглашения, разрешаются на заседаниях Комиссии в соответствии с существующим законодательством Российской Федерации и Саратовской области.
9.6. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение возможно по согласованию сторон на основании решения Комиссии.
9.7. Областные организации профсоюзов и объединения работодателей, не участвующие в подписании настоящего Соглашения, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
9.8. Каждая из Сторон в месячный срок после подписания настоящего Соглашения разрабатывает собственные планы мероприятий, обеспечивающие выполнение принятых обязательств. Копии предоставляются Сторонам, подписавшим Соглашение.
9.9. В месячный срок после подписания настоящего Соглашения текст его публикуется Правительством области в "Саратовской областной газете".
9.10. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2008 года и действует до 31 декабря 2010 года.

от Правительства
Губернатор Саратовской области
П.Л.ИПАТОВ
21 декабря 2007 года

от Профсоюзов
Председатель Федерации профсоюзных организаций
Саратовской области
М.В.ТКАЧЕНКО
21 декабря 2007 года

от Работодателей
Председатель Союза товаропроизводителей
и работодателей Саратовской области
В.Г.СЛЕПОВ
21 декабря 2007 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru