Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Саратовской областной Думы от 25.09.1996 № 32-513
(ред. от 25.02.1998)
"О ПРИМЕРНЫХ УСТАВАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован
Первоначальный текст документа также не опубликован



Утратил силу в связи с изданием Постановления Саратовской областной Думы от 20.03.2002 № 65-2714



САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 1996 г. № 32-513

О ПРИМЕРНЫХ УСТАВАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 25.02.1998 № 10-169)

В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона Саратовской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" и рассмотрев проекты Примерного Устава города Саратова и Примерного Устава района Саратовской области, внесенных Губернатором области, Саратовская областная Дума постановляет:
1. Утвердить Примерный Устав города Саратова.
2. Утвердить Примерный Устав района Саратовской области.

Заместитель Председателя
Саратовской областной Думы
В.Ф.РАШКИН





Приложение № 1
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 25 сентября 1996 г. № 32-513

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ ГОРОДА САРАТОВА

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи Устава

Настоящий Устав определяет и закрепляет порядок организации и деятельности органов городского самоуправления, их систему, структуру, компетенцию и формы деятельности, материально - финансовую основу; устанавливает основы взаимоотношений органов городского самоуправления с населением, органами государственной власти, между собой и иными юридическими лицами.

Статья 2. Статус города Саратова

Город Саратов как городское поселение является муниципальным образованием в составе Саратовской области.
Правовой статус города как муниципального образования определяется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством России и области, настоящим Уставом.
В соответствии с конституционным принципом законности на территории города имеют юридическую силу все иные предписания вышестоящих государственных органов и должностных лиц, принятые в рамках их компетенции и не противоречащие действующему законодательству.

Статья 3. Территория города

Территорию города образуют земельная и водная поверхность, недра и воздушное пространство в пределах городской черты. Карта города и городская черта прилагаются к настоящему Уставу.
Городская черта утверждается Саратовской областной Думой в порядке, определяемом действующим законодательством.

Статья 4. Население города. Жители города

Население города составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в городе или временно пребывающие на его территории.
Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории города являются жителями города. Правила и условия проживания в городе определяются действующим законодательством.

Статья 5. Конституционные основы городского самоуправления города

Самоуправление в городе осуществляется в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов самоуправления в Российской Федерации.
Самоуправление в городе осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы городского самоуправления.
Решение вопросов городского значения осуществляется гражданами, органами городского самоуправления в рамках полномочий, закрепленных законодательством России и области за муниципальными образованиями.

Статья 6. Герб города

Город Саратов имеет герб.
Подробное описание герба города, порядок его применения и ответственность за ненадлежащее его использование устанавливается в Положении о гербе города, которое утверждается городским Собранием.

Статья 7. Вопросы городского значения

К вопросам городского значения, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области", относятся:
1) принятие и изменение Устава города, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) финансы города, формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов городского значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие города;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки города;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) использование, владение и распоряжение муниципальными землями, контроль за использованием земель на территории города;
12) организация обслуживания населения телефонной и почтовой связью, развитие радиофикации и телевидения;
13) организация обеспечения населения продовольствием;
14) содействие развитию местной торговли, организация рынков и базаров, установление правил торговли и контроль за их соблюдением;
15) организация дошкольного и внешкольного воспитания;
16) устройство детей, оставшихся без родителей, усыновление (удочерение), организация опеки и попечительства над несовершеннолетними и недееспособными (ограниченно недееспособными), предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
17) организация учреждений социального обеспечения для престарелых и инвалидов;
18) организация зон массового отдыха населения;
19) обеспечение удобного для населения порядка работы предприятий, учреждений, организаций, связанных с обслуживанием населения;
20) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
21) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло - и водоснабжения и канализации;
22) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
23) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
24) благоустройство и озеленение территории города;
25) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
26) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
27) организация и содержание муниципальных архивов;
28) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, участие в обеспечении населения услугами связи;
29) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
30) создание условий для деятельности учреждений культуры в городе;
31) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
32) организация и содержание муниципальной информационной службы;
33) создание условий для деятельности средств массовой информации;
34) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
35) создание условий для развития физической культуры и спорта в городе;
36) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
37) участие в охране окружающей природной среды на территории города;
38) обеспечение противопожарной безопасности в городе, организация муниципальной противопожарной службы;
39) руководство гражданской обороной и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и ликвидацией их последствий;
40) иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности города, не входящие в компетенцию органов государственной власти, иных органов самоуправления.

Глава II. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ
В ГОРОДСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Статья 8. Формы непосредственного участия жителей в городском самоуправлении

Формами непосредственного участия жителей в решении вопросов городского значения являются городской референдум, выборы в органы городского самоуправления, народная правотворческая инициатива.

Статья 9. Городской референдум

Городской референдум является высшей формой волеизъявления жителей города в решении вопросов городского значения. Решения, принятые городским референдумом, обязательны для исполнения всеми органами городского самоуправления, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории города.
Городской референдум может проводиться исключительно по вопросам городского значения. Решение о проведении городского референдума вправе принять городское Собрание по собственной инициативе и по инициативе главы администрации - мэра города, либо по требованию не менее 10 процентов жителей города, обладающих избирательным правом.
Порядок проведения городского референдума определяется законами Российской Федерации и области.
Решения, принятые на городском референдуме могут быть отменены или изменены только по результатам вновь проведенного референдума или в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 10. Выборы органов и должностных лиц городского самоуправления

Структура выборных органов городского самоуправления определяется настоящим Уставом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и области. Выборы органов городского самоуправления проводятся в порядке, предусмотренном Законом Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Выборы органов городского самоуправления назначаются городским Собранием. Срок полномочий выборных органов и должностных лиц - 4 года.

Статья 11. Народная правотворческая инициатива

Жители города имеют право на правотворческую инициативу в вопросах городского значения.
Проекты правовых актов по вопросам городского значения вносятся в органы местного самоуправления города гражданами при наличии не менее 500 подписей обладающих избирательным правом жителей города в поддержку вносимого проекта правового акта.
Внесенные проекты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок на открытом заседании органа местного самоуправления города с участием граждан, представивших проект.
Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава III. ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 12. Система органов городского самоуправления

Систему органов городского самоуправления образуют:
- городское Собрание - представительный орган;
- глава администрации - мэр города, являющийся высшим должностным лицом исполнительных органов;
- администрация города и ее структурные подразделения - исполнительные органы, формируемые главой администрации - мэром города.
Городское Собрание и администрация города являются юридическими лицами.

Статья 13. Полномочия органов и должностных лиц городского самоуправления

Компетенцию органов и должностных лиц городского самоуправления образуют:
- все полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и области и иные, не предусмотренные действующим законодательством, если они не отнесены законами к компетенции других органов и не влекут ограничений прав и свобод граждан, а также предусмотренной законом самостоятельности предприятий, учреждений, организаций;
- отдельные государственные полномочия, переданные в установленном законами порядке органам городского самоуправления;
- полномочия, переданные другими муниципальными образованиями по договору.

Статья 14. Городское Собрание - представительный орган городского самоуправления

Городское Собрание - представительный орган городского самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых жителями города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законами Российской Федерации и области.
Городское Собрание состоит из 21 депутата, (кроме первого созыва), из которых не более одной четвертой части могут работать на постоянной основе.
Статус и социальные гарантии депутатов городского Собрания определяются Положением, принимаемым городским Собранием.
Глава администрации города - мэр города организует работу городского Собрания, созывает и ведет его заседания.
Организация работы Собрания определяется в его Регламенте, принимаемом Собранием на первом заседании.

Статья 15. Проведение заседаний городского Собрания

Заседание городского Собрания собирается на 10-й день после избрания не менее 2/3 установленного состава депутатов. Созывает и открывает первое заседание председатель городской территориальной избирательной комиссии, последующие заседания - глава администрации - мэр города.
В случаях отсутствия главы администрации - мэра города на заседании Собрания избирается председатель, ведущий соответствующее заседание Собрания.
С момента начала работы городского Собрания очередного созыва полномочия городского Собрания предыдущего созыва прекращаются.
Городское Собрание самостоятельно определяет свою структуру и смету расходов. Финансирование его деятельности осуществляется за счет средств городского бюджета.
Очередные заседания Собрания проводятся не менее 6 раз в год. Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний определяется в Регламенте городского Собрания.
Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия в работе заседаний комиссий, групп, должностных лиц администрации города, депутатов, других органов городского самоуправления, представителей общественности, жителей города, а также организационно - технического обеспечения работы заседаний устанавливаются Регламентом.

Статья 16. Постоянные комиссии городского Собрания

По отдельным направлениям своей деятельности городское Собрание может формировать постоянные комиссии.
Решения о формировании постоянных комиссий и порядке их деятельности принимаются городским Собранием в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом городского Собрания.
Функции и полномочия постоянных комиссий определяются Положениями о них, принимаемыми городским Собранием.

Статья 17. Полномочия городского Собрания по осуществлению городского самоуправления

К исключительным полномочиям городского Собрания относятся:
1) установление общеобязательных правил путем принятия нормативных правовых актов по предметам ведения города;
2) толкование Устава города;
3) утверждение городского бюджета и отчета о его исполнении;
4) принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
5) установление и отмена местных налогов и сборов;
6) установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в городской бюджет, в соответствии с действующим законодательством;
7) установление порядка управления, распоряжения и пользования муниципальной собственностью, в том числе городскими землями;
8) контроль за деятельностью органов городского самоуправления и их должностных лиц.
Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается в Регламенте городского Собрания. Результаты контрольной деятельности Собрания заслушиваются и утверждаются на его заседаниях.
Городское Собрание обладает также следующими полномочиями:
1) контролирует исполнение настоящего Устава;
2) осуществляет право законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу;
3) по представлению главы администрации - мэра города утверждает структуру администрации города;
4) принимает Регламент городского Собрания, вносит в него изменения и дополнения;
5) утверждает схему управления городом;
6) передает полномочия органов городского самоуправления другим органам местного самоуправления и органам территориального общественного самоуправления населения на договорной основе;
7) осуществляет контроль за исполнением городского бюджета;
8) досрочно прекращает полномочия депутатов;
9) утверждает структуру городского Собрания, расходы на его содержание;
10) осуществляет контроль за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка;
11) принимает решения по протестам и представлениям прокурора на решения городского Собрания.
Городское Собрание в пределах своей компетенции вправе рассмотреть также любой вопрос, касающийся жизнедеятельности города или затрагивающий интересы его населения.
По вопросам, отнесенным к компетенции городского Собрания, в порядке, определяемом Положением о городском Собрании и его Регламентом, принимаются решения.
Организационная деятельность городского Собрания регулируется распоряжениями главы администрации - мэра города.

Статья 18. Прекращение полномочий городского Собрания

Деятельность городского Собрания прекращается по истечении срока, на который оно избрано с начала работы нового созыва.
Полномочия Собрания могут быть прекращены досрочно:
- по решению Собрания, о досрочном прекращении, принятому 2/3 голосов от установленного числа депутатов Собрания;
- на основании общегородского референдума;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Глава IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 19. Наименование исполнительного органа городского самоуправления

Исполнительным органом городского самоуправления является администрация города, формируемая и возглавляемая главой администрации - мэром города.

Статья 20. Глава администрации - мэр города

Глава администрации является высшим должностным лицом в системе городского самоуправления и руководит деятельностью исполнительных органов на основе единоначалия. Все исполнительные органы городского самоуправления находятся в его подчинении, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.
Глава администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления.
Глава администрации - мэр города избирается из состава депутатов городским Собранием на первом своем заседании в порядке, определяемом Собранием.
Кандидатуру на должность главы администрации вправе предложить Губернатор области.

Статья 21. Присяга главы администрации - мэра города

Глава администрации - мэр города принимает присягу: "Вступая в должность главы администрации - мэра города Саратова, клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав и законы области, Устав и другие правовые акты городского самоуправления".
Присяга приносится в городском Собрании не позднее 15 дней после избрания главы администрации - мэра города.

Статья 22. Полномочия главы администрации - мэра города

Глава администрации - мэр города:
- созывает и ведет заседания городского Собрания;
- контролирует и обеспечивает выполнение его Регламента;
- подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы городского Собрания;
- организует выполнение решений Собрания;
- координирует деятельность постоянных и иных комиссий;
- решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены городским Собранием или возложены законодательством;
- представляет город в органах государственной власти и иных организациях;
- принимает решение о проведении референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий городского Собрания.
Возглавляя администрацию, глава администрации - мэр города:
- организует формирование и исполнение городского бюджета;
- распоряжается финансовыми ресурсами;
- руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями и учреждениями муниципальной собственности;
- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;
- отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;
- разрабатывает проекты планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение городского Собрания;
- заключает договоры, соглашения;
- применяет меры поощрения, привлекает к ответственности назначаемых им муниципальных служащих.
По вопросам, переданным городскому самоуправлению законами Российской Федерации и области, глава администрации - мэр города подотчетен и подконтролен соответствующим органам государственной власти.
Свои полномочия глава администрации - мэр города реализует принятием постановлений и распоряжений, а также использованием других форм и методов управления.

Статья 23. Прекращение полномочий главы администрации - мэра города

Полномочия главы администрации прекращаются в связи с истечением срока его полномочий, но сохраняются до дня избрания нового главы. Для передачи полномочий устанавливается месячный срок со дня избрания нового главы.
Полномочия главы администрации - мэра города могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
- выезда на постоянное жительство за пределы территории области;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- добровольной отставки, принятой городским Собранием;
- по состоянию здоровья. Отставка главы принимается городским Собранием при наличии соответствующих обстоятельств, либо на основании письменного заявления или заключения медицинской комиссии.
Полномочия главы администрации - мэра города прекращаются досрочно в порядке, определяемом действующим законодательством в случаях:
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- признания его судом недееспособным;
- умышленного нарушения Устава города;
- решения местного референдума.

Статья 24. Администрация городского самоуправления

Администрация является исполнительным органом городского самоуправления, обеспечивает организационное, правовое, информационно-техническое обеспечение деятельности городского самоуправления.
Администрация действует на основании Положения, принимаемого городским Собранием по представлению главы администрации - мэра города в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Структурные подразделения администрации могут быть наделены правами юридического лица.
Финансирование деятельности администрации городского самоуправления осуществляется за счет средств городского бюджета.

Статья 25. Должностные лица администрации городского самоуправления

Должностными лицами администрации являются служащие, выполняющие властные, организационно - распорядительные и управленческие полномочия.
Должностные лица администрации назначаются главой администрации - мэром города.

Статья 26. Территориальные структурные подразделения администрации городского самоуправления

Территориальными структурными подразделениями администрации города являются администрации районов города с правами юридического лица.
Администрации районов являются органами управления, призваны содействовать более эффективному решению вопросов городского значения на территории соответствующих районов.
Глава администрации района назначается на должность и освобождается от нее главой Администрации - Мэром города и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, закрепляемых в Положении об администрации района, утверждаемом главой Администрации - Мэром города.
Структура органов управления районной администрации утверждается главой Администрации - Мэром города.
Руководители структурных подразделений района назначаются на должность и освобождаются от нее главой администрации района по согласованию с соответствующими заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) главы Администрации - Мэра города.
Должностные лица аппарата и служащие Администрации назначаются на должность и освобождаются от нее главой администрации района.

Статья 27. Финансирование деятельности районной администрации

Финансирование деятельности районной администрации осуществляется из городского бюджета и из других источников в соответствии с действующим законодательством.

Статья 28. Структурные подразделения Администрации городского самоуправления

Структурные подразделения администрации (комитеты, управления, отделы) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной сфере деятельности городского самоуправления на основании положений о них.
Руководители управлений, отделов и служб администрации города, входящих в систему государственных исполнительных органов, по предметам совместного ведения подчинены и подконтрольны как главе Администрации - Мэру города, так и вышестоящему исполнительному органу государственной власти.

Глава V. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 29. Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация жителей по месту их жительства на части территории города (территориях, поселениях, не являющихся муниципальными образованиями - микрорайонов, кварталов, улиц и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления. Инициатива создания органа территориального общественного самоуправления принадлежит жителям территории и органам городского самоуправления.
Территория, на которой действует орган территориального общественного самоуправления, по предложению граждан определяется представительным органом городского самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления являются одной из форм осуществления городского самоуправления.
Органы территориального общественного самоуправления могут быть наделены правом юридического лица с момента их регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Порядок образования, полномочия соответствующего органа территориального общественного самоуправления определяются в его уставе, принимаемом на собрании (конференции жителей) в соответствии с типовым Уставом органа территориального общественного самоуправления, согласованным с главой городского самоуправления и утверждаемым городским Собранием.

Статья 30. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами городского самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления по поручению жителей могут брать на себя по согласованию с главой администрации - мэром города часть полномочий городского самоуправления на соответствующей территории.
Органы городского самоуправления одновременно с передачей соответствующих функций органам территориального общественного самоуправления передают им материальные и финансовые средства, необходимые для их выполнения.

Глава VI. СОБСТВЕННОСТЬ ГОРОДА

Статья 31. Состав муниципальной собственности города

В состав муниципальной собственности города входят средства городского бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов городского самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы городского самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени города осуществляют органы городского самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Саратовской области и настоящим Уставом, население непосредственно.
Органы городского самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Статья 32. Имущество, являющееся достоянием города и не подлежащее отчуждению

Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), памятники природы, городские и иные парки, объекты оздоровительного и историко-культурного назначения, инженерного обустройства (мосты, путепроводы и т.п.), объекты национального наследия являются достоянием города и не подлежат отчуждению.

Статья 33. Организация учета имущества

Недвижимое имущество, находящееся на территории города, независимо от форм собственности подлежит по объектной регистрации в едином реестре исполнительными органами городского самоуправления.

Статья 34. Состав земель, находящихся в муниципальной собственности

В состав земель города входят:
- земли городской застройки;
- земли городской инфраструктуры и земли для коммунальных нужд города;
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли с особым режимом землепользования (оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного назначения, земли водного фонда, земли, занятые городскими лесами);
- земли резерва.
В собственности города находятся земельные участки, используемые для жилищно-бытовых и иных социальных нужд населения города, функционирования предприятий промышленности, транспорта и связи, организаций и учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта общегородского значения.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, пользование, аренду юридическим лицам и гражданам устанавливается городским Собранием в соответствии с действующим законодательством.

Статья 35. Муниципальные учреждения, предприятия и организации

Органы городского самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями.

Глава VII. ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Статья 36. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы города составляют средства городского бюджета, муниципальных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, отчисления из федерального и областного бюджетов, другие источники в соответствии с законодательством.

Статья 37. Городской бюджет

Город имеет единый бюджет. Городской бюджет является самостоятельным, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих органов городского самоуправления определять направления их использования.

Статья 38. Доходы и расходы городского бюджета

К доходам городского бюджета относятся:
- местные налоги и сборы;
- источники, закрепленные за городским бюджетом, согласно действующему законодательству;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности другие доходы от использования муниципальной собственности, муниципальных предприятий;
- отчисления в городской бюджет от регулирующих налогов;
- доходы от продаж, в том числе приватизации, муниципальной собственности;
- иные доходы.
В городской бюджет могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства и иные источники в соответствии с действующим законодательством.
Органы городского самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами городского бюджета.
В доходной и расходной частях городского бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов городского значения и осуществления органами городского самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации на основе соответствующих правовых актов.

Статья 39. Бюджетный процесс

Порядок разработки, утверждения и исполнения городского бюджета, а также утверждение отчета о его исполнении осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации и области.

Статья 40. Муниципальные внебюджетные фонды

Городское Собрание вправе образовывать в установленном законодательством Российской Федерации и области порядке внебюджетные целевые фонды.

Глава VIII. ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 41. Виды правовых актов органов городского самоуправления

Виды правовых актов органов городского самоуправления и порядок их принятия определяются статьями 19 и 24 настоящего Устава.

Статья 42. Публикация нормативных актов

Нормативные акты органов городского самоуправления, непосредственно затрагивающие права, свободы и интересы граждан, вступают в юридическую силу с момента их официального опубликования, если иное не установлено в самом правовом акте.

Статья 43. Отмена актов исполнительных органов

Глава Администрации - Мэр города вправе отменять акты органов, входящих в структуру Администрации городского самоуправления.
Акты исполнительных органов городского самоуправления по вопросам, переданным или делегированным городу органами государственной власти, могут быть отменены соответствующими исполнительными органами государственной власти.

Глава IX. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 44. Правовой статус муниципальных служащих

Муниципальным служащим может быть житель г. Саратова, замещающий должность в органах городского самоуправления и получающий заработную плату из средств городского бюджета.
Правовой статус муниципальных служащих и порядок прохождения муниципальной службы определяется действующим законодательством и правовыми актами органов городского самоуправления.

Статья 45. Ограничения в прохождении муниципальной службы

В соответствии с действующим законодательством муниципальный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
- быть депутатом представительных органов;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять в руководящих органах коммерческих организаций;
- быть поверенным или представителем третьих лиц;
- использовать в неслужебных целях муниципальное имущество;
- получать гонорары за публикацию и выступления в качестве муниципального служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, ссуды, деньги, услуги, оплату отдыха, транспортных расходов и т.п.), связанные с использованием должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
- принимать без разрешения главы Администрации - Мэра города награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
- выезжать в командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок по договорам органов городского самоуправления с зарубежными организациями;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений, за исключением соответствующих профессиональных союзов.

Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 46. Содержание ответственности органов городского самоуправления

Органы городского самоуправления и должностные лица в своей деятельности ответственны перед жителями города и перед государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.

Статья 47. Ответственность органов городского самоуправления перед жителями

Ответственность органов городского самоуправления перед жителями города реализуется путем досрочного прекращения полномочий городского Собрания, главы администрации - мэра города городским референдумом, обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц и органов городского самоуправления, отчетов депутатов и должностных лиц перед жителями города в соответствующих округах, на собраниях по месту работы, службы, учебы и жительства граждан не реже 1 раза в год.

Статья 48. Ответственность органов городского самоуправления перед государством

Ответственность органов и должностных лиц городского самоуправления перед государством наступает в случаях нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов области, настоящего Устава в порядке, определяемом законами Российской Федерации и области.
В случае принятия органами городского самоуправления решений, нарушающих действующее законодательство, гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, они могут быть обжалованы в соответствующие органы или в суд.
Ущерб, причиненный в результате незаконных решений, действий или бездействия органов городского самоуправления, возмещается ими в установленном законом порядке.

Глава ХI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Порядок принятия Устава города

Устав города принимается городским Собранием квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов) или населением на референдуме.

Статья 50. Внесение изменений в Устав города

Изменения и дополнения в Устав города принимаются самими жителями непосредственно на референдуме либо городским Собранием.
Предложения об изменениях, дополнениях Устава города вносятся органами городского самоуправления, общественными объединениями и гражданами в городское Собрание.





Приложение № 2
к Постановлению
Саратовской областной Думы
от 25 сентября 1996 г. № 32-513

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Устав района - основной нормативный акт самоуправления района

Устав ______________________ района, объединенного с районным центром ________________________ (в дальнейшем - района), является основным нормативным актом, регулирующим организацию самоуправления в районе, объединенном с районным административным центром, другими селами, поселками района, округами (сельсоветами) в составе района. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления района не должны противоречить настоящему Уставу.
Устав и принимаемые на его основе правовые акты органов самоуправления района в пределах их соответствия Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) области, федеральным и областным законам имеют прямое действие и обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами на территории района.

Статья 2. Статус района

_________________________________________________ район по своему организационно - правовому статусу является объединенным муниципальным образованием, созданным в соответствии с волеизъявлением жителей сел, поселков, входящих в район и города (поселка) - административного центра района в результате референдума от _________________ 1996 года.
В результате объединения район имеет общую территорию, единую муниципальную собственность и бюджет, единые органы местного самоуправления.
В округах (сельсоветах) формируются территориальные исполнительные органы районной администрации в соответствии с Законом Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" и настоящим Уставом.
В селах, поселках по желанию их жителей могут формироваться органы территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
По решению представительного органа самоуправления - районного Собрания при формировании исполнительных органов администрации района - администраций округов, входящих в район, им передается в оперативное управление в необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов объемах муниципальная собственность и бюджетные источники финансирования местного самоуправления.
Полномочия органов самоуправления района распространяются на городские и сельские, поселковые территории, земли сельскохозяйственных и промышленных предприятий в пределах прав, закрепленных действующим законодательством Российской Федерации и области.
Административным центром района является __________________

Статья 3. Территория района

Территория района заключается в границах, закрепленных действующим административно - территориальным устройством области.
Изменение границ района производится органами государственной власти Саратовской области по собственной инициативе, по инициативе населения или органов местного самоуправления, наделенных соответствующими полномочиями, в порядке, установленном действующим законодательством с обязательным учетом мнения населения, выраженного непосредственно на референдуме, сходе.
Официальным документом, фиксирующим границы района, является план границ района, содержащий необходимые пояснения.

Статья 4. Состав и использование земель района

Все земли в пределах границ района находятся в ведении органов местного самоуправления района при соблюдении прав собственников на землю и иных законных пользователей земельных участков.
Отнесение земель района к категориям земель: застройки населенных пунктов; общего пользования; сельскохозяйственного назначения; природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного и иного назначения и под лесами; промышленного и иного индустриально-технического назначения в целях их соответствующего использования производится в плане земельно-хозяйственного устройства района, утверждаемом районным Собранием. Конкретное использование земель, отнесенных к той или иной категории, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 5. Деление территории района в целях организации управления

(в ред. Постановления Саратовской областной Думы
от 25.02.1998 № 10-169)

Деление территории района в целях организации управления производится областной Думой в соответствии с действующим законодательством по представлению органов местного самоуправления с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В составе территории района, исходя из предложений граждан, определяются территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления населения.
Границы территорий деятельности органов территориального общественного самоуправления устанавливаются решением представительного органа местного самоуправления.

Статья 6. Население района. Жители района

Население района составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории района или временно пребывающие в населенных пунктах, входящих в район.
Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории района являются жителями района. Правила и условия проживания на территории района определяются действующим законодательством.

Статья 7. Вопросы районного значения

К вопросам районного значения, предусмотренным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Законом Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области", относятся:
1) принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) финансы района, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие района;
5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки населенных пунктов района;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) использование, владение и распоряжение муниципальными землями, контроль за использованием земель на территории района;
12) организация обслуживания населения телефонной и почтовой связью, развитие радиофикации и телевидения;
13) организация обеспечения населения продовольствием;
14) содействие развитию местной торговли, организация рынков и базаров, установление правил торговли и контроль за их соблюдением;
15) организация дошкольного и внешкольного воспитания;
16) устройство детей, оставшихся без родителей, усыновление (удочерение), организация опеки и попечительства над несовершеннолетними и недееспособными (ограниченно недееспособными), предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;
17) организация учреждений социального обеспечения для престарелых и инвалидов;
18) организация зон массового отдыха населения;
19) обеспечение удобного для населения порядка работы предприятий, учреждений, организаций, связанных с обслуживанием населения;
20) регулирование использования водных объектов районного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
21) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
22) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
23) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
24) благоустройство и озеленение территории населенных пунктов района;
25) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
26) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
27) организация и содержание муниципальных архивов;
28) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, участие в обеспечении населения услугами связи;
29) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
30) создание условий для деятельности учреждений культуры в районе;
31) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
32) организация и содержание муниципальной информационной службы;
33) создание условий для деятельности средств массовой информации;
34) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
35) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
36) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
37) участие в охране окружающей природной среды на территории района;
38) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной противопожарной службы;
39) руководство гражданской обороной и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и ликвидацией их последствий;
40) иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности района, не входящие в компетенцию органов государственной власти, иных органов самоуправления.

Глава II. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ЖИТЕЛЕЙ
В САМОУПРАВЛЕНИИ РАЙОНА

Статья 8. Формы непосредственного участия жителей в самоуправлении района

Формами непосредственного участия жителей в решении вопросов районного значения являются районный референдум, выборы в органы самоуправления района, народная правотворческая инициатива, собрания, сходы жителей населенных пунктов, входящих в район.

Статья 9. Референдум в районе

Районный референдум является высшей формой волеизъявления жителей района в решении вопросов районного значения. Решения, принятые районным референдумом, обязательны для исполнения всеми органами самоуправления района, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории района.
Районный референдум может проводиться исключительно по вопросам районного значения. Решение о проведении референдума вправе принять районное Собрание по собственной инициативе; по инициативе главы администрации района, либо по требованию не менее 10 процентов жителей района, обладающих избирательным правом.
Порядок проведения районного референдума определяется законами Российской Федерации и области.
Решения, принятые на референдуме могут быть отменены или изменены только по результатам вновь проведенного референдума или в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 10. Выборы органов и должностных лиц самоуправления района

Структура выборных органов самоуправления района определяется настоящим Уставом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и области. Выборы органов самоуправления района проводятся в порядке, предусмотренном Законом Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области". Выборы органов самоуправления района назначаются районным Собранием. Срок полномочий выборных органов и должностных лиц - 4 года.

Статья 11. Народная правотворческая инициатива

Жители района имеют право на правотворческую инициативу в вопросах районного значения.
Проекты правовых актов по вопросам районного значения вносятся в органы местного самоуправления района гражданами при наличии не менее 500 подписей обладающих избирательным правом жителей района в поддержку вносимого проекта правового акта.
Внесенные проекты правовых актов подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок на открытом заседании органа местного самоуправления района с участием граждан, представивших проект.
Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Глава III. ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 12. Система органов самоуправления района

Систему органов самоуправления района образуют:
- районное Собрание - представительный орган;
- глава администрации района;
- администрация района и ее структурные подразделения - исполнительные органы, формируемые главой администрации района.
Районное Собрание и администрация района являются юридическими лицами.

Статья 13. Полномочия органов и должностных лиц самоуправления района

Компетенцию органов и должностных лиц самоуправления района образуют:
- все полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области и иные, не предусмотренные действующим законодательством, если они не отнесены законами к компетенции других органов и не влекут ограничений прав и свобод граждан, а также предусмотренной законом самостоятельности предприятий, учреждений, организаций;
- отдельные государственные полномочия, переданные в установленном законами порядке органам самоуправления района;
- полномочия, переданные другими муниципальными образованиями по договору.

Статья 14. Районное Собрание - представительный орган самоуправления района

Районное Собрание - представительный орган самоуправления района, состоящий из депутатов, избираемых жителями района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами области.
Районное Собрание состоит из ______ депутатов, из которых не более одной четвертой части по решению Собрания могут работать на постоянной основе.
Статус и социальные гарантии депутатов районного Собрания определяются Положением, принимаемым районным Собранием.
Глава администрации района организует работу районного Собрания, созывает и ведет его заседания.
Организация работы Собрания определяется в его Регламенте, принимаемом Собранием на первом заседании.

Статья 15. Проведение заседаний районного Собрания

Первое заседание районного Собрания собирается на 10-й день после избрания не менее 2/3 установленного состава депутатов. Созывает и открывает первое заседание председатель районной территориальной избирательной комиссии, последующие заседания - глава администрации района.
В случаях отсутствия главы администрации района на заседании Собранием избирается председатель, ведущий соответствующее заседание районного Собрания.
С момента начала работы районного Собрания очередного созыва полномочия Собрания прежнего созыва прекращаются.
Районное Собрание самостоятельно определяет свою структуру и смету расходов. Финансирование деятельности осуществляется за счет средств районного бюджета.
Очередные заседания Собрания проводятся не менее 6 раз в год. Порядок созыва и проведения внеочередных заседаний определяется в регламенте районного Собрания.
Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия в работе комиссий, групп, должностных лиц администрации района, депутатов, других органов самоуправления, представителей общественности, жителей района, а также организационно-технического обеспечения работы заседаний устанавливаются Регламентом Собрания.

Статья 16. Постоянные комиссии районного Собрания

По отдельным направлениям своей деятельности районное Собрание может формировать постоянные комиссии.
Решения о формировании постоянных комиссий и порядке их деятельности принимаются районным Собранием в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания.
Функции и полномочия постоянных комиссий определяются Положениями о них, принимаемыми районным Собранием.

Статья 17. Полномочия районного Собрания по осуществлению самоуправления района

К исключительным полномочиям районного Собрания относятся:
1) установление общеобязательных правил путем принятия нормативных правовых актов по предметам ведения района;
2) толкование Устава района;
3) утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении;
4) принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их исполнении;
5) установление и отмена местных налогов и сборов;
6) установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в районный бюджет в соответствии с действующим законодательством;
7) установление порядка управления, распоряжения и пользования муниципальной собственностью, в том числе районными землями;
8) контроль за деятельностью органов самоуправления района и их должностных лиц.
Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается в Регламенте районного Собрания. Результаты контрольной деятельности Собрания заслушиваются и утверждаются на его заседаниях.
Районное Собрание обладает также следующими полномочиями:
1) контролирует исполнение настоящего Устава;
2) осуществляет право законодательной инициативы в Саратовскую областную Думу;
3) по представлению главы администрации района утверждает структуру администрации района;
4) принимает Регламент районного Собрания, вносит в него изменения и дополнения;
5) утверждает схему управления районом;
6) передает полномочия органов самоуправления района другим органам местного самоуправления и органам территориального общественного самоуправления населения на договорной основе;
7) осуществляет контроль за исполнением районного бюджета;
8) досрочно прекращает полномочия депутатов;
9) утверждает структуру районного Собрания, расходы на его содержание;
10) осуществляет контроль за деятельностью муниципальных органов охраны общественного порядка;
11) принимает решения по протестам и представлениям прокурора на решения районного Собрания.
Районное Собрание в пределах своей компетенции вправе рассмотреть также любой вопрос, касающийся жизнедеятельности района или затрагивающий интересы его населения.
По вопросам, отнесенным к компетенции районного Собрания, в порядке, определяемом Положением о районном Собрании и его Регламентом, принимаются решения.

Статья 18. Прекращение полномочий районного Собрания

Деятельность районного Собрания прекращается по истечении срока, на который оно избрано с начала работы нового созыва.
Полномочия Собрания могут быть прекращены досрочно:
- по решению Собрания о досрочном прекращении, принятому 2/3 голосов от установленного числа депутатов Собрания;
- на основании районного референдума;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Глава IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 19. Наименование исполнительного органа самоуправления района

Исполнительным органом самоуправления района является администрация района, формируемая и возглавляемая главой администрации района.

Статья 20. Глава администрации района

Глава администрации района является высшим должностным лицом исполнительных органов самоуправления района и руководит их деятельностью на основе единоначалия. Все исполнительные органы самоуправления района находятся в его подчинении, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.
Глава администрации района несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов самоуправления района.
Глава администрации района избирается из состава депутатов районным Собранием на первом своем заседании в порядке, определяемом Собранием.
Кандидатуру на должность главы администрации вправе предложить Губернатор области.

Статья 21. Присяга главы администрации района

Глава администрации района принимает присягу: "Вступая в должность главы администрации района, клянусь соблюдать Конституцию и федеральные законы, Устав (Основной Закон) и законы области, Устав и другие правовые акты самоуправления района".
Присяга приносится в районном Собрании не позднее 15 дней после избрания главы администрации района.

Статья 22. Полномочия главы администрации района

Глава администрации района:
- созывает и ведет заседания районного Собрания;
- контролирует и обеспечивает выполнение его Регламента;
- подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы районного Собрания;
- организует выполнение решений Собрания;
- координирует деятельность постоянных и иных комиссий;
- решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены районным Собранием или возложены законодательством;
- представляет район в органах государственной власти и иных организациях;
- принимает решение о проведении референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий районного Собрания;
Возглавляя администрацию, глава:
- организует формирование и исполнение районного бюджета;
- распоряжается финансовыми ресурсами;
- руководит непосредственно и через подчиненные органы муниципальными предприятиями и учреждениями;
- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;
- отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;
- разрабатывает проекты планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение районного Собрания;
- заключает договоры, соглашения;
- применяет меры поощрения, привлекает к ответственности назначаемых им муниципальных служащих.
По вопросам, переданным самоуправлению района федеральными законами и законами области, глава администрации района подотчетен и подконтролен соответствующим органам государственной власти.
Свои полномочия глава администрации района реализует принятием постановлений и распоряжений, а также использованием других форм и методов управления.

Статья 23. Прекращение полномочий главы администрации района

Полномочия главы администрации района прекращаются в связи с истечением срока его полномочий, но сохраняются до дня избрания нового главы. Для передачи полномочий устанавливается месячный срок со дня избрания нового главы.
Полномочия главы могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
- выезда на постоянное жительство за пределы территории района;
- утраты гражданства Российской Федерации;
- добровольной отставки, принятой районным Собранием;
- по состоянию здоровья.
Отставка главы администрации района принимается районным Собранием при наличии соответствующих обстоятельств, либо на основании письменного заявления или заключения медицинской комиссии.
Полномочия главы администрации района прекращаются досрочно в порядке, определяемом действующим законодательством в случаях:
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
- признания его судом недееспособным;
- умышленного нарушения Устава района, действующего законодательства;
- решения местного референдума.

Статья 24. Администрация района

Администрация является исполнительным органом самоуправления района, обеспечивает организационное, правовое, информационно-техническое обеспечение деятельности органов самоуправления района.
Администрация действует на основании Положения, принимаемого районным Собранием по представлению главы администрации района в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Структурные подразделения администрации могут быть наделены правами юридического лица.
Финансирование деятельности администрации района осуществляется за счет средств районного бюджета.

Статья 25. Территориальные структурные подразделения администрации района

Территориальными структурными подразделениями администрации района являются администрации округов (сельсоветов), входящих в состав района.
Территориальные администрации являются исполнительными органами, призваны содействовать более эффективному решению вопросов местного значения на территории соответствующих округов, они наделяются финансовыми средствами, необходимыми для осуществления своих полномочий, в оперативное управление им передаются соответствующие объекты муниципальной собственности района.
Глава территориальной администрации назначается на должность и освобождается от нее главой администрации района и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, закрепляемых в Положении о соответствующей администрации, утверждаемом главой администрации района, посредством постановлений, распоряжений и других форм управления.
Структура и штатное расписание органов управления территориальной администрации утверждается главой администрации района.
Должностные лица аппарата и служащие территориальной администрации назначаются на должность и освобождаются от нее главой соответствующей администрации по согласованию с главой администрации района.

Статья 26. Финансирование деятельности районной администрации

Финансирование деятельности районной и территориальных администраций осуществляется из районного бюджета и из других источников в соответствии с действующим законодательством.

Статья 27. Должностные лица администрации района

Должностными лицами администрации являются служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные и управленческие полномочия.
Должностные лица администрации назначаются главой администрации района.

Статья 28. Специальные структурные подразделения администрации района

Специальные (функциональные и отраслевые) структурные подразделения администрации (комитеты, управления, отделы) призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции в определенной сфере деятельности самоуправления района на основании положений о них, утверждаемых главой администрации района.
Руководители управлений, отделов и служб администрации района, входящих в систему государственных исполнительных органов по предметам совместного ведения подчинены и подконтрольны как главе администрации района, так и вышестоящему исполнительному органу государственной власти.

Глава V. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 29. Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация жителей по месту их жительства на части территории района (территориях, поселениях, не являющихся муниципальными образованиями - микрорайонов, кварталов, улиц, сел и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
Инициатива создания органа территориального общественного самоуправления принадлежит жителям территории и органам самоуправления района.
Территория, на которой действует орган территориального общественного самоуправления, по предложению граждан определяется районным Собранием.
Органы территориального общественного самоуправления являются одной из форм осуществления самоуправления района.
Органы территориального общественного самоуправления могут быть наделены администрацией района по представлению территориальной администрации правом юридического лица с момента их регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Порядок образования, полномочия соответствующего органа территориального общественного самоуправления определяются в его уставе, принимаемом на собрании (конференции жителей) в соответствии с типовым уставом органа территориального общественного самоуправления, согласованным с главой администрации района и утверждаемым районным Собранием.

Статья 30. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами самоуправления района

1. Органы территориального общественного самоуправления по поручению жителей могут брать на себя по согласованию с главой администрации района часть полномочий самоуправления района на соответствующей территории.
2. Органы самоуправления района одновременно с передачей соответствующих функций органам территориального общественного самоуправления передают им материальные и финансовые средства, необходимые для их выполнения.

Глава VI. СОБСТВЕННОСТЬ РАЙОНА

Статья 31. Состав муниципальной собственности района

В состав муниципальной собственности района входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов самоуправления района, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы самоуправления района управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени района осуществляют органы самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами области и настоящим Уставом, население непосредственно.
Органы самоуправления района в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящемся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Статья 32. Имущество, являющееся достоянием района и не подлежащее отчуждению

Земли общего пользования (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), памятники природы, городские и иные парки, объекты оздоровительного и историко-культурного назначения, инженерного обустройства (мосты, путепроводы и т.п.), объекты национального наследия являются достоянием района и не подлежат отчуждению.

Статья 33. Организация учета имущества

Недвижимое имущество, находящееся на территории района, независимо от форм собственности подлежит пообъектной регистрации в едином реестре исполнительными органами самоуправления района.

Статья 34. Состав земель, находящихся в муниципальной собственности

В состав земель района входят:
- земли городской, поселковой, сельской застройки;
- земли городской, поселковой, сельской инфраструктуры и земли для коммунальных нужд района;
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли с особым режимом землепользования (оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного назначения, земли водного фонда, земли, занятые лесами);
- земли резерва.
В собственности района находятся земельные участки, используемые для жилищно-бытовых и иных социальных нужд населенных пунктов, функционирования предприятий промышленности, транспорта и связи, организаций и учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта общерайонного значения.
Порядок предоставления земельных участков в собственность, пользование, аренду юридическим лицам и гражданам устанавливается районным Собранием в соответствии с действующим законодательством.

Статья 35. Муниципальные учреждения, предприятия и организации

Органы самоуправления района вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями.

Глава VII. ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Статья 36. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы района составляют средства районного бюджета, муниципальных внебюджетных и валютных фондов, кредитные ресурсы, отчисления из федерального и областного бюджетов, другие источники в соответствии с законодательством.

Статья 37. Районный бюджет

Район имеет единый бюджет. Районный бюджет является самостоятельным, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих органов самоуправления района определять направления их использования.

Статья 38. Доходы и расходы районного бюджета

К доходам районного бюджета относятся:
- местные налоги и сборы;
- источники, закрепленные за районным бюджетом, согласно действующему законодательству;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, другие доходы от использования муниципальной собственности, муниципальных предприятий;
- отчисления в районный бюджет от регулирующих налогов;
- доходы от продаж, в том числе приватизации, муниципальной собственности;
- иные доходы.
В районный бюджет могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства и иные источники в соответствии с действующим законодательством.
Органы самоуправления района самостоятельно распоряжаются средствами районного бюджета.
В доходной и расходной частях районного бюджета раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами самоуправления района отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации на основе соответствующих правовых актов.

Статья 39. Бюджетный процесс

Порядок разработки, утверждения и исполнения районного бюджета, а также утверждение отчета о его исполнении осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 40. Муниципальные внебюджетные фонды

Районное Собрание вправе образовывать в установленном законодательством Российской Федерации и области порядке внебюджетные целевые фонды.

Глава VIII. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 41. Виды правовых актов органов самоуправления района

Виды правовых актов органов самоуправления района и порядок их принятия определяются статьями 17 и 22 настоящего Устава.

Статья 42. Публикация нормативных актов

Нормативные акты органов самоуправления района, непосредственно затрагивающие права, свободы и интересы граждан, вступают в юридическую силу с момента их официального опубликования в районной газете, если иное не установлено в самом правовом акте.

Статья 43. Отмена актов исполнительных органов

Глава администрации района вправе отменять акты органов, входящих в структуру администрации самоуправления района.
Акты исполнительных органов самоуправления района по вопросам, переданным или делегированным району органами государственной власти, могут быть отменены соответствующими исполнительными органами государственной власти.

Глава IX. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 44. Правовой статус муниципальных служащих

Муниципальным служащим может быть житель района, замещающий должность в органах самоуправления района и получающий заработную плату из средств районного бюджета.
Правовой статус муниципальных служащих определяется федеральными законами и законами области.

Статья 45. Ограничения в прохождении муниципальной службы

На муниципальных служащих распространяются ограничения по службе, установленные действующим законодательством.
Муниципальный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
- быть депутатом представительных органов;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- быть поверенным или представителем третьих лиц;
- использовать в неслужебных целях муниципальное имущество;
- получать гонорары за публикацию и выступления в качестве муниципального служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, ссуды, деньги, услуги, оплату отдыха, транспортных расходов и т.п.), связанные с использованием должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
- принимать без разрешения главы администрации района почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
- выезжать в командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок по договорам органов самоуправления района с зарубежными организациями;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных объединений, за исключением соответствующих профессиональных союзов.

Глава Х. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА

Статья 46. Содержание ответственности органов самоуправления района

Органы самоуправления района и должностные лица в своей деятельности ответственны перед жителями района и перед государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.

Статья 47. Ответственность органов самоуправления района перед жителями

Ответственность органов самоуправления района перед жителями реализуется путем досрочного прекращения полномочий районного Собрания, главы самоуправления района районным референдумом, обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц и органов самоуправления, отчетов депутатов и должностных лиц перед жителями района в соответствующих округах, на собраниях по месту работы, службы, учебы и жительства граждан не реже 1 раза в год.

Статья 48. Ответственность органов самоуправления района перед государством

Ответственность органов самоуправления района и должностных лиц перед государством наступает в случаях нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов области, настоящего Устава в порядке, определяемом федеральными и областными законами.
В случае принятия органами самоуправления района решений, нарушающих действующее законодательство, гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, они могут быть обжалованы в соответствующие органы или в суд.
Ущерб, причиненный в результате незаконных решений, действий или бездействия органов самоуправления района, возмещается ими в установленном законом порядке.

Глава ХI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Порядок принятия Устава района

Устав района принимается районным Собранием квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов) или населением района на референдуме.

Статья 50. Внесение изменений в Устав района

Изменения и дополнения в Устав района принимаются самими жителями непосредственно на референдуме либо районным Собранием.
Предложения об изменениях, дополнениях Устава района вносятся органами самоуправления, общественными объединениями и гражданами в районное Собрание.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru