Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Саратовской областной Думы от 29.04.1998 № 12-248
"ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 1998 г. № 12-248

ОБ ОБРАЩЕНИИ С ЗАПРОСОМ
В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 22, 36, 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Саратовская областная Дума постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с прилагаемым Запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Поручить Харитонову Александру Петровичу - Председателю Саратовской областной Думы и Лукашову Леониду Антоновичу - консультанту государственно - правового управления Саратовской области, кандидату юридических наук представлять Саратовскую областную Думу при рассмотрении настоящего Запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.

Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ





Председателю
Конституционного Суда
Российского Федерации
Баглаю М.В.

ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Саратовская областная Дума (410031, г. Саратов, ул. Радищева, д. 24а) на основании пункта 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статей 22, 36, 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается с Запросом о соответствии Конституции Российской Федерации, ее статьям 3, 5, 11, 30, 32, 71, 72, 77, 131 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ , принятого Государственной Думой Федерального Собрания 5 сентября 1997 года (103009, г. Москва, Охотный ряд, дом 1) опубликованного в Собрании законодательства Российской Федерации (1997 г., № 38, ст. 4339).
Представителями заявителя при рассмотрении настоящего Запроса в Конституционном Суде Российской Федерации являются Председатель Саратовской областной Думы Харитонов А.П., консультант государственно-правового управления Саратовской области, кандидат юридических наук Лукашов Л.А.
Основанием к рассмотрению Запроса Конституционным Судом Российской Федерации являются обнаружившиеся неясность и несоответствие Конституции Российской Федерации многих положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статьями 5 и 11 Конституция Российской Федерации определила статус Российской Федерации и ее субъектов, установила право субъектов Российской Федерации образовывать свои органы государственной власти, а статья 77 Конституции Российской Федерации закрепила право субъектов устанавливать самостоятельно систему своих органов государственной власти.
Система, порядок организации и формирования федеральных органов государственной власти пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, поэтому по смыслу конституционных положений порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований глав первой и второй Федеральной Конституции.
В перечне предметов совместного ведения, установленного статьей 72 Конституции Российской Федерации, в пункте "н" речь идет лишь об установлении общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, но нет порядка формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, исходя из содержания статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, избирательное законодательство находится вне пределов ведения Российской Федерации и вне пределов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, в этом случае действует статья 73 Конституции Российской Федерации о праве субъектов Российской Федерации самим регулировать избирательные отношения с соблюдением конституционных положений о правах и свободах человека и гражданина.
Принимая Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Государственная Дума вышла за пределы предметов ведения Российской Федерации, фактически урегулировав порядок выборов представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, порядок проведения референдумов в субъектах Российской федерации. Так, статья 11 оспариваемого Федерального закона устанавливает (при определенных случаях), что выборы "органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе настоящего Федерального закона", т.е. устанавливается прямое, непосредственное действие Федерального закона, что исключает фактически право субъектов Российской Федерации самим регулировать избирательные отношения, не отнесенные ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 18 оспариваемый Федеральный закон фактически лишил военнослужащих конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, что противоречит пункту 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации расширением перечня лиц, не имеющих права участвовать в выборах.
Противоречит конституционному статусу субъектов и запрет в пункте 3 статьи 13 указанного Федерального закона на решение референдумом вопросов досрочного прекращения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, что одновременно противоречит и статье 3 Конституции Российской Федерации, так как ограничивает власть народа в форме референдума, а также снижается гарантия граждан на участие в референдуме. Не соответствует Конституции Российской Федерации и противоречит Федеральному Закону "Об общественных объединениях" и установление ограничения на участие в избирательном процессе для неполитических общественных объединений (абзац 11 статьи 2, пункт 10 статьи 32 оспариваемого Закона), требование к уставам общественных объединений среди целей деятельности иметь участие в организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В статье 23 оспариваемого Федерального закона необоснованно созданы привилегии при формировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для общественных объединений, представленных во фракциях Государственной Думы - какое они имеют отношение к органам местного самоуправления? Здесь явное противоречие не только указанным выше статьям Конституции Российской Федерации, но и статьям 30, 131 Конституции Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 32 оспариваемого Федерального закона необоснованно ограничены права граждан, когда только кандидат, выдвигаемый по спискам избирательных объединений, может быть зарегистрирован одновременно и в списках избирательного объединения, и в одномандатном округе.
Таким образом, Государственная Дума Федерального Собрания изменила цель Закона, приняв вместо норм, гарантирующих избирательные права граждан, нормы непосредственного регулирования этих прав, приняв фактически избирательный закон.
На основании изложенного и в силу статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просим:
Признать Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" как в целом, так и конкретные его статьи, а именно: часть 10 статьи 2, статью 4, статью 11, пункт 3 статьи 13, пункт 6 статьи 18, статью 23, пункт 5 статьи 31, пункт 10 статьи 32 не соответствующими статьям 3, 5, 11, 30, 32, 71, 72, 77, 131 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" к настоящему запросу прилагаются:
1. Текст Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - 30 копий.
2. Постановление Саратовской областной Думы по данному вопросу - 30 копий.
3. Доверенность, подтверждающая полномочия представителей Саратовской областной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации.
4. Квитанции об уплате государственной пошлины - 30 копий.
5. Копия документа, подтверждающая ученую степень.

Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.ХАРИТОНОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru