Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прокурора Саратовской области от 12 мая 2000 г. № 37-06-00
"ПО НАЛОЖЕНИЮ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - ОРГАНИЗАЦИИ В ПОРЯДКЕ СТ. 77 Ч. 1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 12 мая 2000 г. № 37-06-00

ПО НАЛОЖЕНИЮ АРЕСТА НА ИМУЩЕСТВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА -
ОРГАНИЗАЦИИ В ПОРЯДКЕ СТ. 77 Ч. 1
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

В соответствии со ст. 77 ч. 1 Налогового кодекса РФ арестом имущества, в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, признается действие налогового органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества.
Законодателем установлено два различных режима ареста имущества:
- полный;
- частичный.
Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.
Отличие режимов состоит в разных подходах к ограничению права распоряжения арестованным имуществом. Если при полном аресте имущества налогоплательщик утрачивает право распоряжения имуществом полностью, то при частичном аресте распоряжение арестованным имуществом возможно под контролем и с согласия налогового органа.
Налоговые органы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, в том числе - за счет наличных денежных средств.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения, соответствующего Постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ "Об исполнительном производстве".
Порядок взаимодействия налоговых органов и служб судебных приставов урегулирован совместным Приказом МНС РФ и МЮ РФ № ВГ-3-10/265/215 от 25 июля 2000 г., зарегистрированный в Минюсте 18 августа 2000 г. Рег. № 2362 .
Однако до применения принудительных способов взыскания налоговых платежей путем обращения взыскания на имущество и ареста имущества, налоговые органы должны предпринять следующие меры :
1. В соответствии со ст. 69 НК РФ направить налогоплательщику требование об уплате налога и сбора, которым признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога и об обязанности платить его в установленный срок.
Сроки направления требования установлены ч. 1 ст. 70 НК РФ: не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога или в десятидневный срок с даты вынесения Решения по результатам налоговой проверки данного налогоплательщика - организации.
Это должно быть сделано для того, чтобы налогоплательщик не только знал об имеющейся задолженности, но и мог добровольно ее погасить либо обжаловать действия налоговых органов. Сроки погашения задолженности должны быть указаны в требовании.
2. Лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно в порядке ст. 46 НК РФ путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика по Решению налогового органа. Арест может быть применен только для обеспечения взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 47 ч. 1 Налогового кодекса РФ.
Санкция на арест имущества, как исключительная и оперативная мера, может быть получена только при наличии одновременно двух обстоятельств:
- неисполнение должником в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора);
- наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что должник (руководитель, собственник предприятия) предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Необходимо обратить внимание на то, что неисполнением должником в установленные сроки обязанности по уплате налога (сбора) считается истечение срока (для добровольного исполнения обязанности по уплате налога или сбора), указанного в требовании об уплате налога, направляемом налогоплательщику.
Основаниями, предусмотренными ч. 2 п. 1 ст. 77 НК РФ, могут быть например, факты отчуждения организацией налогоплательщиком имущества, направление имущества предприятием - должником в другое предприятие в качестве вклада в уставный капитал, передача имущества в доверительное (трастовое) управление, осуществления расчетов через третьих лиц, в том числе расчетов векселями, частого изменения налогоплательщиком фактического местонахождения и т.д.
Руководитель налогового органа или его заместитель, приняв решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика - организации, выносит об этом соответствующее Постановление.
После вынесения Постановления об аресте имущества, руководитель (его заместитель) представляют его соответствующему прокурору (заместителю) для получения санкции на арест.
К Постановлению прилагаются следующие документы:
- учредительные документы налогоплательщика;
- справка о наличии имущества на балансе плательщика;
- справка о задолженности с разбивкой по бюджетам;
- требования об уплате налога или сбора;
- копии инкассовых поручений;
- справка банка об отсутствии движения денежных средств на расчетном счете;
- документы, которые могут служить основанием полагать, что должник предпримет меры чтобы скрыться или скрыть свое имущество.
В случае необходимости прокурор вправе затребовать иные необходимые документы, подтверждающие неплатежеспособность и недобросовестность налогоплательщика, на имущество которого налагается арест.
Постановление инспекции МНС РФ по району (городу) о наложении ареста на имущество санкционируется прокурором (заместителем) соответствующего района (города).
Постановление о наложении ареста на имущество, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Саратовской области, санкционируется прокурором области (заместителем прокурора области). Постановление о наложении ареста на имущество и указанные в данных рекомендациях документы представляются налоговыми органами прокурору не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения данного Постановления.
Прокурор решает вопрос о даче санкции в день представления ему постановления. В исключительных случаях вопрос о даче санкции решается не позднее следующего рабочего дня за днем представления Постановления о наложении ареста на имущество.
Обжалование налоговыми органами необоснованного отказа в санкционировании ареста имущества должника, производится вышестоящему прокурору.
Прокурор проверяет соответствие суммы, указанной в Постановлении о наложении ареста на имущество, сумме недоимки (налоговая задолженность и пеня), подлежащей взысканию с налогоплательщика по Решению налогового органа на основании требований об уплате налога (сбора).
В ходе производства ареста уполномоченным должностным лицом налогового органа составляется протокол об аресте имущества (п. 10 ст. 77 НК РФ).
Копия протокола об аресте имущества и прилагаемой к нему описи имущества должны быть представлены прокурору, давшему санкцию на арест имущества. При изучении протокола и описи прокурору необходимо удостовериться в соблюдении налоговыми органами требований п. 5 ст. 77 НК РФ (аресту подлежит только то имущество, которое необходимо для исполнения обязанности по уплате налога).
В целях обеспечения надзора за исполнением налоговыми органами требований законодательства при наложении ареста на имущество, целесообразно по каждому обращению налогового органа за санкцией заводить надзорное производство, в котором должны находиться следующие копии:
* Решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации;
* Постановления о наложении ареста им имущество;
* документов, подтверждающих обоснованность принятия налоговым органом решения о наложении ареста на имущество налогоплательщика - организации;
* протокола об аресте имущества и описи к нему.
Арест может быть наложен на все имущество организации, однако аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога (п. 4 и 5 ст. 77).
Однако при этом следует иметь в виду, что не все имущество, принадлежащее должнику, может быть подвергнуто административному аресту. В частности, это касается имущества мобилизационного назначения и мобилизационных резервов.
При этом необходимо подчеркнуть, что основанием для отнесения части или всего имущества должника к этим категориям являются исключительно нормативно - правовые акты государственных органов.
Кроме того, арест не налагается на имущество, которое не принадлежит организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, а также на имущество, изъятое из оборота, либо ограниченного в обороте.
Согласно п. 3 ст. 72 НК РФ арест имущества не может применяться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, государственный фонд занятости населения РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ).
Не подлежит аресту имущество физического лица.
Согласно пункту 13 статьи 77 НК РФ решение об аресте имущества может быть отменено уполномоченным должностным лицом налогового органа, вынесшим такое Решение, при прекращении обязанности по уплате налога.
Обязанность по уплате налога юридическим лицом в соответствии с пунктом 3 статьи 44 НК РФ прекращается:
- с уплатой налога или сбора налогоплательщиком (плательщиком сбора);
- с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога или сбора;
- с ликвидацией организации - налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами в соответствии со статьей 49 НК РФ ч. 1, со смертью налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством. По смыслу НК РФ ч. 1 должник после наложения ареста на имущество вправе погасить недоимку, в обеспечение уплаты которой был наложен арест, избежав тем самым продолжения процедуры обращения взыскания недоимки на имущество.
Также, Решение об аресте имущества может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом.
Санкции прокурора для отмены налоговыми органами Постановления об аресте имущества не требуется. Прокурор не вправе отменить данную санкцию на арест имущества.
Не санкционируется Постановление об аресте имущества налогоплательщика - организации при нарушении налоговыми органами описанных выше процедур, неисполнении налоговыми органами требований действующего законодательства по порядку взыскания налоговых платежей, а также при иных обстоятельствах, не позволяющих сделать вывод о том, что должник скроется или скроет свое имущества.
Налоговый орган, вынесший Решение об аресте имущества, обязан представить прокурору, давшему санкцию на арест имущества, копию Постановления об отмене Решения об аресте имущества для проверки законности и обоснованности прекращения арестной процедуры. В Постановлении должны содержаться мотивы и основания отмены Решения об аресте имущества.
Постановление налогового органа об отмене Постановления об аресте имущества является основанием для прекращения прокурором надзорного производства.
Прокурорам в ходе проверок исполнения налоговыми органами налогового законодательства надлежит анализировать сведения об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налога в тех случаях, когда налоговыми органами на имущество налогоплательщиков налагается арест, оценивать эффективность данного способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, проверять своевременность применения налоговыми органами данной меры, законность действий и решений налогового органа, выявлять факты неприменения налоговыми органами ареста имущества при наличии оснований, предусмотренных НК РФ ч. 1.
В случаях несоблюдения налогоплательщиком - организацией порядка владения, пользования и распоряжения всем арестованным имуществом или его частью налоговые органы обязаны привлекать ее руководителей к ответственности по ст. 125 ч. 1 НК РФ, при этом направлять копию Постановления о привлечении к административной ответственности прокурору. Прокурор, получив копию Постановления, обязан проверить его законность, а также дать правовую оценку наличия или отсутствия признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 312 УК РФ.

Прокурор Саратовской области
старший советник юстиции
А.В.БОНДАР

Руководитель управления Министерства РФ
по налогам и сборам по Саратовской области
государственный советник налоговой службы 2 ранга
А.В.МАКРУШИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru