Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО прокуратуры Саратовской области от 10.07.2000 № 40-05-2000
"ОБ ИТОГАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ И ЗАДАЧАХ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2000 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 10 июля 2000 г. № 40-05-2000

ОБ ИТОГАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ
В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ И ЗАДАЧАХ НА
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2000 ГОДА

В течение последних четырех лет областной прокуратурой была разработана, а районными и городскими прокуратурами внедрена на практике система организации взаимодействия и сотрудничества со средствами массовой информации по обеспечению гласности, правовому просвещению населения, профилактике преступности. Это позволило поднять данную работу на более высокий качественный и количественный уровень.
Всего по области за полугодие осуществлено 883 выступления. В том числе сотрудниками аппарата облпрокуратуры - 240. Соответствующие показатели за первое полугодие 1999 года составили 582 и 114. Иными словами, увеличение показателей произошло в 1,5 и в 2 раза, что выше динамики развития сотрудничества со СМИ в последние годы.
Бессменными лидерами на данном участке работы остаются прокуратуры г.г. Балаково (65), Балашова (57), Энгельса (60), Вольска (38), Духовницкого (22), Самойловского (26), Новобурасского (19), Краснокутского (16), Кировского (23) районов.
Стабильно (не реже 2-х раз в месяц) выступают в средствах массовой информации сотрудники прокуратур г.г. Аткарска, Петровска, Пугачева, Ртищево, Базарно - Карабулакского, Ершовского, Фрунзенского, Волжского, Ленинского районов.
Заметно активизировали работу на данном участке ранее отстающие прокуратуры г. Хвалынска, Аркадакского. Воскресенского, Калининского, Новоузенского, Питерского. Ровенского, Советского, Татищевского районов.
Большинство райгорпрокуратур осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации на основе планов, программ, определены ответственные за данный участок работы, ведется учет выступлений сотрудников в СМИ.
Ряд райгорпрокуратур последовал опыту прокуратуры области по заключению со СМИ договоров о сотрудничестве (Аркадакский, Новобурасский районы). Опыт аткарских коллег по выпуску тематической страницы был взят на вооружение прокуратурой г. Балашова.
Здесь совместно с редакциями двух газет принято решение о введении на страницы печати постоянных рубрик "Прокурорский надзор" и "Консультации прокурора". Встречи с редакторами городских СМИ "за круглым столом" проводят прокуратуры г. Энгельса, Аркадакского района. Широко использует возможности городских средств массовой информации прокуратура г. Балаково. О преступлении и наказании, мерах прокурорского реагирования на нарушения закона в сферах нормотворчества, предпринимательства и т.д., горожане узнают "из первых уст", что позволяет прокуратуре влиять на общественное мнение и, следовательно, на профилактику преступлений и правонарушений.
Одной из лучших по профилактике правонарушений несовершеннолетних с использованием средств массовой информации остается прокуратура Ершовского района. Ее опыт участия в всероссийской акции органов прокуратуры и СМИ в школах "Нет - наркотикам!" уже отмечался в информационном письме облпрокуратуры от 16 октября 1998 г. № 40-05-98. Эта практика райпрокуратурой была продолжена. Так, в текущем году выступления помощника прокурора в школах района о профилактике преступлений несовершеннолетних транслировались по местному телевидению, тем самым родительская аудитория была расширена до границ района.
Как положительный опыт можно отметить опыт взаимодействия со СМИ Вольской межрайпрокуратуры. Каждый сотрудник, начиная с прокурора, выступает в печати, причем не только в городских, но и в областных изданиях.
Вместе с тем, реализованы далеко не все резервы повышения уровня сотрудничества со СМИ как в целом по области, так и по отдельным городам и районам. К объективным причинам можно отнести отсутствие местных радио, телевидения во многих муниципальных образованиях. Но и при имеющейся базе СМИ можно добиться большей эффективности в обеспечении гласности, использовании ее как мощного инструмента пропаганды соблюдения законодательства во всех сферах общественных отношений, разъяснения роли прокуратуры в укреплении государственности, законности и правопорядка.
Мало выступают в СМИ сотрудники прокуратур Дергачевского, Ивантеевского, Краснопартизанского, Октябрьского районов.
Недостаточно выступлений по такой важнейшей теме, как соблюдение законодательства в сфере экономики (38 выступлений по области). В то же время проблемы нецелевого использования бюджетных средств, нарушения законодательства в ходе приватизации, в управлении государственной собственностью, в том числе акциями в акционерных обществах с участием государства и т.д., актуальны и для нашего региона. Крайне редки выступления по предусмотренным ведомственной государственной статистической отчетностью темам об охране природы, о федеральной безопасности и межнациональных отношениях, о реабилитации.
При проверке статотчетности за полугодие было установлено, что в ряде прокуратур неверно относят публикации, выступления к тем или иным темам, допускаются ошибки при подсчете. Это свидетельствует о том, что учет публикаций ведется не должным образом.
В методических рекомендациях облпрокуратуры, опубликованных в информационном бюллетене № 3 за 1997 год (стр. 24 - 30), приводится образец ведения учета, который предусматривает в каждом случае определение темы либо краткое содержание выступлений.
Выполнение этих рекомендаций исключает появление ошибок при распределении статистических данных по темам.
В некоторых прокуратурах нет программ сотрудничества, не заведены журналы учета, либо они ведутся от случая к случаю, что свидетельствует об отсутствии системы в работе. Количество и темы выступлений определяются только журналистским спросом. Хотя прокуратура должна серьезно влиять на него в целях решения собственных задач в формировании объективного общественного мнения по вопросам законности и правопорядка.
Не всегда разъяснения законодательства даются на основе наработанной практики прокуратуры, написаны языком, сложным для восприятия рядовыми гражданами.
Текущий год отмечен усилением государственной политики по укреплению законности на всей территории России. От прокуратуры в большой степени зависит не только ее роль и значимость в реализации этих задач, но и степень доверия граждан и общественная оценка тех или иных мер, принимаемых прокуратурой. Отсутствие своевременной и объективной информации порождает негативное отношение общества к законным и, в конечном итоге, полезным для самого общества действиям прокуратуры.
В связи с этим во втором полугодии предлагаю:
1. Определить с учетом современных требований приоритеты в обеспечении гласности работы прокуратуры, обратив особое внимание на освещение:
- надзора за местным нормотворчеством, соответствием правовых актов местного самоуправления федеральному законодательству;
- надзора за соблюдением законодательства в сфере экономики;
- защиты прав и свобод социально незащищенных категорий граждан;
- борьбы с преступностью, с освещением в выступлениях причин и условий, социальных проблем, разрешение которых зависит от конкретных органов, учреждений и т.д.
2. Продолжить работу по профилактике наркомании в школах, профессиональных училищах, техникумах, используя опыт совместной со СМИ акции "Нет - наркотикам!", проведенной в 1998 году.
3. Своевременно отвечать на запросы редакций, отслеживать критические выступления в СМИ и отвечать на них в целях разъяснения позиции прокуратуры, ее действий в интересах государства и общества, принимать меры по исправлению допущенных ошибок в действиях сотрудников прокуратуры либо поднадзорных ей органов.
4. Ответственнее относиться к подготовке выступлений в СМИ, не допуская в них нарушений законных прав граждан (например, разглашение фактов частной жизни, нарушение презумпции невиновности и т.п.), шире использовать примеры из практики, носящие типичный либо массовый характер для профилактики аналогичных преступлений либо правонарушений.
5. Обеспечить в полном объеме внедрение системы организации взаимодействия со СМИ, предложенной в методических рекомендациях прокуратуры области в 1996 - 2000 годах.
6. Шире использовать такие формы взаимодействия со СМИ, как проведение брифингов (встреча, на которой вкратце излагается позиция по определенному вопросу или информация о взглядах сторон и т.д.), пресс - конференций (собрание представителей СМИ, проводимое официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; встреча с журналистами для беседы и ответов на их вопросы). К пресс - конференциям целесообразно оформлять пресс - релизы (образцы прилагаются).
7.При подготовке отчета за 2000 год обеспечить его копиями публикаций, справками с указанием названия СМИ, даты выступления и его автора. Одновременно необходимо представить планы (программы) сотрудничества на 2001 год.

Отдел по надзору
за исполнением законов
и законностью правовых актов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru