Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ группы по участию прокуроров в арбитражном процессе Прокуратуры Саратовской области от 25.09.2000 № 38р-2000
"ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И ИНЫХ АКТОВ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 25 сентября 2000 г. № 38р-2000

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНА СЛУЖБОЙ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
И ИНЫХ АКТОВ

Исполнительное производство является заключительной стадией судебного процесса.
Неисполнение судебного постановления фактически перечеркивает всю работу проделанную прокурорами, юридическими лицами, гражданами по подготовке и предъявлению исков в арбитражный суд и суды общей юрисдикции, по рассмотрению этих исков.
Надзор за деятельностью судебных приставов - исполнителей является одним из важнейших участков работы прокуроров.
Учитывая значимость этой работы Генеральной прокуратурой РФ на места были направлены указания "Об организации прокурорского надзора за исполнением Законов при осуществлении полномочий судебными приставами" от 6 января 1999 г. № 1/7 и "О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением Законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения" от 25 марта 1999 г. № 19/38.
Согласно статистическим данным Главного управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области по состоянию на 01.07.2000 взыскано только 10,4 % суммы, подлежащей взысканию по исполнительным документам, что свидетельствует о необходимости усиления надзора на этом участке работы.
Для надлежащего осуществления надзора, прокурор, на которого согласно приказу о распределении обязанностей, возложен надзор за деятельностью судебных приставов - исполнителей должен хорошо владеть следующими Законодательными актами:
1. Федеральный закон "Об исполнительном производстве";
2. Федеральный закон "О судебных приставах";
3. Федеральный закон "Об ипотеке";
4. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением Правительства РФ 6 июня 1998 г. № 569;
5. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. № 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества";
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 14.11.2002 № 137-ФЗ, которым введен в действие Гражданский процессуальный кодекс РФ. Нормам раздела V ГПК РСФСР соответствуют нормы раздела VII ГПК РФ.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Арбитражный процессуальный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 № 96-ФЗ, которым введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Нормам раздела IV АПК РСФСР соответствуют нормы раздела VII АПК РФ.
   ------------------------------------------------------------------

6. ГПК РСФСР (раздел V), АПК РФ (раздел IV);
7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1999 г. № 4 "О некоторых вопросах, связанных с обращением взыскания на акции";
8. Федеральный Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, сделок с ним";
9. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам (Приложение № 1 к ГПК РСФСР) и др.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов арбитражного суда, судов общей юрисдикции и других органов определен Федеральным Законом "Об исполнительном производстве". В ст. 7 этого Закона перечислены исполнительные документы, которые могут поступить в подразделения служб приставов - исполнителей, а в ст. 8 указаны требования, которым они должны соответствовать. От того, насколько четко и правильно выписаны исполнительные документы, зависит правильность и своевременность действий пристава - исполнителя.
Нарушения, допущенные судебным и иными органами при оформлении исполнительных документов, обнаруженные прокурором при проведении проверки деятельности приставов - исполнителей, не должны оставаться без соответствующего реагирования.
Не может находится на исполнении пристава - исполнителя исполненный документ, выданный арбитражным судом и поступивший в службу судебных приставов по истечении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ст. 13 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом - исполнителем в 2-месячный срок со дня поступления к нему исполнительного листа. С учетом этого, соблюдение судебным приставом - исполнителем других сроков, указанных в Федеральном Законе "Об исполнительном производстве" для совершения иных действий, крайне важно.
Постановление о возбуждении исполнительного производства должно быть вынесено приставом в течение 3 дней со дня поступления в службу судебных приставов исполнительного документа. С учетом этого требования Закона, при проверке необходимо обращать внимание на наличие штампа о дате поступления исполнительного документа в службу судебных приставов-исполнителей, при наличии сомнений сверить дату поступления с записью в книге учета исполнительных документов.
Необходимо знать, что кроме этого журнала в подразделении службы судебных приставов должен вестись алфавитный указатель учета взыскателей, зональная книга учета, книга арестованного и изъятого имущества, книга учета депозитных сумм, книга учета штрафов, книга учета выплат премий. Изучение содержания этих книг позволит проверяющему прокурору провести проверку в правильном направлении.
В постановлении о возбуждении пристав - исполнитель предоставляет должнику 5 дней на добровольное исполнение решения и в случае неисполнения принимает меры к установлению места нахождения имущества должника, на которое может быть наложен арест во исполнение решения. Судебный пристав - исполнитель должен сделать запросы в:
1) инспекцию по налогам и сборам;
2) регистрационную палату;
3) ГИБДД;
4) комитет по земельным ресурсам и землеустройству;
5) технический надзор;
6) сбербанк и другие органы, в зависимости от имеющейся у него информации о наличии имущества.
С целью оперативности в работе считаем необходимым предложить судебному приставу - исполнителю по исполнительным листам арбитражного суда делать запрос в инспекцию по налогам и сборам одновременно с возбуждением исполнительного производства.
Информация на запрос пристава должна поступить из инспекции в службу в 3-дневный срок. По истечении 5-ти дней на добровольное исполнение со дня возбуждения исполнительного производства, судебный пристав - исполнитель уже будет располагать нужной информацией о наличии имущества (транспорта, продукции, строений) у должника, о дебиторской задолженности, которая также может быть арестована и выставлена на продажу и сможет принять незамедлительные меры к наложению прав на имущество должника.
Если судебный пристав - исполнитель располагает информацией о наличии имущества, принадлежащего должнику, на территории другого района, региона, он незамедлительно должен составить об этом акт и на следующий день направить исполнительный документ, вместе с копией акта судебному приставу - исполнителю по новому месту жительства (должника) или нахождения имущества. С согласия службы судебных приставов "чужой" территории пристав сам может производить исполнительные действия на другой территории. При проведении проверки необходимо обращать внимание на своевременность действия пристава - исполнителя по розыску имущества должника на территории другого региона.
Закон не дает судебному приставу - исполнителю право самостоятельно предоставлять должнику отсрочку, рассрочку, изменять способ и порядок исполнения решений. Этот вопрос может быть решен судом и другими органами, выдавшими исполнительные документы (ст. 18 Федерального Закона "Об исполнительном производстве").
Судебный пристав может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по своей инициативе при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению, на срок не более 10 дней.
Об этом он должен вынести постановление, о чем уведомить стороны, орган выдавший исполнительный документ. Если при проведении проверки будет установлено, что постановлением нарушаются чьи-то законные права и интересы, оно может быть опротестовано прокурором.
В ст. 20, 21 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" перечислены случаи, когда исполнительные действия по исполненному производству должны быть (ст. 20) или могут быть (ст. 21) приостановлены. Определение о приостановлении исполнительного производства может быть отменено судом по жалобам сторон либо по протесту прокурора.
Особое внимание при проведении проверки прокурору следует обратить на соблюдение Закона судебным исполнителем при применении мер принудительного исполнения.
Обращение взыскания на имущество должника является одной из распространенных мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 51 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а иногда и одновременно с ним.
Необходимо отметить, что перед тем, как применить эту меру, пристав - исполнитель должен исчерпать все иные возможности исполнить решение и в первую очередь проверить наличие денежных средств на счетах должника в банке, наличных денег.
Прокурор проверяет соблюдение приставом - исполнителем требований Закона при совершении исполнительных действий, при наложении ареста на имущества должника.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 8, а не пункт "д" Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента РФ от 14.02.1996 № 199
   ------------------------------------------------------------------

В п. "д" Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество установлена очередность реализации арестованного имущества. Так, в 1-ю очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве (деньги, машины, предметы дизайна и т.д.), во 2-ю очередь: готовая продукция, а также иные материальные ценности, не участвующие в производстве, в 3-ю очередь реализуются объекты недвижимости, сырье, материалы, станки, основные средства, в 4-ю очередь имущество, переданное другим лицам по договору аренды, проката и т.д. после принятых мер к их расторжению. Нарушение очередности реализации может повлечь признание торгов недействительными.
Судебный пристав - исполнитель сначала должен наложить арест на имущество, на которое ему укажет должник.
Взыскание на имущество 3 и 4 очереди обращается только после направления приставом, не позднее 3-х дней после наложения ареста на имущество, уведомления в Федеральное управление по делам о несостоятельности и банкротстве и получения оттуда ответа.
Копия этого уведомления подлежит направлению также в налоговый орган, контролирующий деятельность должника. При аресте недвижимости пристав должен направить копию акта об аресте в регистрационную палату.
Установив наличие имущества у должника пристав обязан его описать, объявив запрет распоряжаться им, ограничить право пользоваться им, изъять его и передать на хранение. Эти действия пристав должен совершить в присутствии на менее 2-х понятых. Общая сумма арестованного имущества не должна превышать сумму долга по исполнительному документу, сбору, штрафу. Арестованное имущество подлежит оценке. Процедура оценки регулируется ст. 52 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" и Федеральным Законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 16 июля 1998 г. Нормы ст. 52 Федерального Закона "Об исполнительном производстве" должны применяться в части, не противоречащей Федеральному Закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оценку имущества пристав - исполнитель должен производить по рыночным ценам, действующим в регионе с учетом износа (исключению подлежит имущество в отношении которого действуют регулируемые государством цены - на газ, электроэнергию, водоснабжение и т.д.).
Пристав сам производит оценку имущества. В том случае, когда это для него затруднительно либо одна из сторон возражает против оценки, сделанной приставом, к оценке имущества должен быть привлечен специалист. При оценке ценных бумаг привлечение специалиста для судебного пристава - исполнителя обязательно.
Результат работы оценщик оформляет отчетом (заключением).
Все арестованное имущество должно быть записано в журнале, который должен быть в каждом подразделении службы судебных приставов - исполнителей, с анализа записей в этом журнале нужно начинать проверку работы пристава - исполнителя на этой стадии исполнительного производства.
Арестованное имущество может быть реализовано 3 способами:
1) продажа с открытых торгов (земля, незавершенное строительство, недвижимое имущество);
2) продажа на комиссионных началах (имущество бытового назначения и др.);
3) продажа на иных договорных началах.
Именно на этой стадии исполнительного производства нередко допускаются нарушения Закона.
Правом проведения торгов наделены только специализированные организации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. реализация всего, в том числе и недвижимого имущества, должна осуществляться Федеральным долговым центром при Правительстве РФ или через специализированные при нем организации. Выполнив все предусмотренные Законом действия, пристав должен направить в долговой центр (его организации) заявку, к которой прикладывает:
а) копию исполнительного листа;
б) копию акта ареста имущества;
в) документ, характеризующий объект недвижимости;
г) документ, подтверждающий право на земельный участок.
Если продаже подлежит долгосрочная аренда, то должны быть приложены:
а) копия договора аренды;
б) копия свидетельства о регистрации договора аренды;
в) согласие арендодателя.
Если продаже подлежит объект незавершенного строительства к заявке прилагаются:
1) копия решения об отводе земельного участка;
2) копия разрешения на строительство.
Неприложение к заявке этих документов является существенным нарушением в действиях пристава - исполнителя, поскольку затягивается процедура исполнения по его вине.
Положение о торгах и порядке их проведения содержится в:
1) ст. 349, 350, 447 - 449 ГК РФ;
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 14.11.2002 № 137-ФЗ, которым введен в действие Гражданский процессуальный кодекс РФ. Согласно статье 446 ГПК РФ взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание.
   ------------------------------------------------------------------

2) ст. 399 - 405 ГПК РСФСР;
3) Федеральном Законе "Об ипотеке";
4) Федеральном Законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ".
Торги могут быть открытыми и закрытыми, проводиться в форме аукциона и конкурса. Судебный пристав-исполнитель в заявке должен указать форму проведения торгов (ст. 54, 62 Федерального Закона "Об исполнительном производстве). Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. № 459 "О реализации конфискованного и арестованного имущества" Федеральный долговой центр является единственным субъектом, имеющим право проводить реализацию имущества, арестованного в рамках исполнительного производства (кроме акций).
Реализация имущества производится в соответствии с договором комиссии либо на основании агентского договора, заключенных между долговым центром и Министерством юстиции.
В ходе проверки прокурор должен проверить, соблюден ли приставом - исполнителем порядок и сроки наложения ареста на имущество и выставления его на реализацию. На обнаруженные в ходе проверки нарушения, допущенные судебными приставами - исполнителями при исполнении постановлений судебных и иных органов, следует применять такие меры прокурорского реагирования:
1) предостережение;
2) представление старшему судебному приставу либо в вышестоящую службу; обжалование в суд действий или бездействия пристава - исполнителя;
3) привлечение к уголовной ответственности;
4) обращение в суд с иском о признании торгов недействительными.
22 мая 2000 года межрайпрокурорам направлялось совместное информационное письмо прокурора Саратовской области и министра юстиции Правительства Саратовской области об укреплении взаимодействия между службами судебных приставов - исполнителей и горрайпрокуратурами с целью активизации работы по исполнению судебных и иных постановлений.
В организации и проведении работы по надзору за деятельностью судебных приставов - исполнителей следует руководствоваться также указанным информационным письмом, перечисленными выше нормативными актами, методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 июня 2000 г. № 38-15-2000 и методическими рекомендациями прокуратуры области.

Группа по обеспечению
участия прокуроров в арбитражном процессе


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru