Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ отдела по надзору за исполнением закона и законностью правовых актов Прокуратуры Саратовской области от 05.10.2000 № 7-17-2000
"ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 5 октября 2000 г. № 7-17-2000

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК
ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ
С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

На территории Российской Федерации накоплено и продолжает накапливаться огромное количество отходов производства и потребления, среди которых значительную долю составляют экологически опасные токсичные промышленные отходы. Согласно Государственному докладу "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1998 году" общий объем отходов всех классов опасности составил 1705,7 млн. т. Загрязнение приводит к значительным потерям природных ресурсов, возникновению необратимых процессов в окружающей среде и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Наиболее распространенными нарушениями в этой области являются: размещение промышленных и бытовых отходов в местах неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), создание полигонов отходов при отсутствии проекта строительства или без положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта строительства полигона отходов, размещение полигонов отходов в водоохранных зонах, а также на других, запрещенных к захоронению участках земной поверхности и акваториях водных объектов, ввоз на полигоны отходов класса опасности и объемов, не соответствующих проектной документации на эти полигоны, эксплуатация полигонов отходов без соответствующего обустройства, установленного санитарными и строительными нормами и правилами. К традиционным видам правонарушений в этой сфере добавился незаконный ввоз и последующее захоронение радиоактивных, химических и иных вредных отходов других государств.
Материалы проверок свидетельствуют, что специально уполномоченные органы государственного контроля и надзора выполняют свои обязанности не в полной мере. Нередко виновные в загрязнении окружающей среды отходами производства к ответственности не привлекаются, а вопросы возмещения причиненного вреда не ставятся.
Кроме того, недостаточно эффективен контроль органов местного самоуправления за обращением с твердыми бытовыми отходами и санитарной очисткой территории.
При подготовке к прокурорской проверке необходимо учитывать полномочия государственного органа и иных организаций, которые планируется проверить по вопросам обращения с отходами производства и потребления, а также характер поступившей информации о нарушениях природоохранительного законодательства. Подготовка к проверке включает в себя:
- изучение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации, которую предстоит проверять;
- подбор и изучение законов и иных нормативных актов, регулирующих деятельность по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами;
- изучение приказов и иных руководящих указаний Генерального прокурора РФ, методических пособий и рекомендаций, относящихся к предмету проверки;
- подбор специалистов, привлекаемых к проверке, и формулировка вопросов, на которые они должны дать ответ;
- ознакомление с материалами ранее проведенных проверок исполнения природоохранительного законодательства по сигналам о загрязнении окружающей среды отходами производства и потребления.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 утратил силу в связи с принятием Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. По вопросам, касающимся компетенции органов государственной власти в сфере охраны окружающей природной среды см. Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Органы государственной власти РФ в рамках своих полномочий организуют и осуществляют государственный контроль и надзор за деятельностью в области обращения с отходами, разрабатывают и реализуют соответствующие региональные целевые программы, обеспечивают население информацией и др. (ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и ст.ст. 8, 9 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").
Прокурор в ходе проверок в органах государственной власти субъектов РФ должен выяснить следующие вопросы:
- соответствует ли требованиям действующего федерального законодательства принятые нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность в области обращения с отходами;
- разработана ли и утверждена региональная программа в этой области, какое участие субъект Федерации принимает в реализации соответствующих федеральных программ, каковы объемы финансирования этих программ субъектом РФ, в том числе из экологических фондов;
- как организован и осуществляется контроль и надзор за деятельностью в области обращения с отходами, в том числе, проводится ли государственная экологическая экспертиза по договорам, предусматривающим использование отходов производства и находящимся в введении субъекта РФ, и др.;
- каково участие в ведении государственного кадастра отходов;
- соблюдены ли требования законодательства при установлении дифференцированных ставок платы за размещение отходов (ст.ст. 23, 24 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 утратил силу в связи с принятием Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. По вопросам, касающимся компетенции органов государственной власти в сфере охраны окружающей природной среды см. Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Руководствуясь ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 8, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", в органах местного самоуправления прокурорам необходимо выяснить следующее:
- приняты ли правовые акты, регламентирующие порядок складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов;
- какие меры принимаются по организации деятельности в области безопасного обращения с отходами на подведомственных территориях (наличие информации о количестве свалок, учет поступающих отходов, мероприятия по очистке территории от несанкционированных свалок);
- как организован контроль за деятельностью муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства в области сброса и вывоза отходов;
- соблюдаются ли положения природоохранительного и санитарного законодательства при предоставлении земель под места хранения, складирования, захоронения отходов.
При необходимости в органах местного самоуправления могут выясняться и другие вопросы по регламентации деятельности в области обращения с отходами.
Проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления могут осуществляться во всех специально уполномоченных государственных органах охраны окружающей среды, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды (земля, лес, недра, воды, атмосферный воздух). Проверки исполнения данного законодательства проводятся также в территориальных центрах госсанэпиднадзора, которые обладают широкими полномочиями по контролю за соблюдением санитарных норм и правил, в т.ч. на полигонах размещения отходов и других объектах хозяйственной и иной деятельности.
Органом, координирующим данную природоохранную деятельность, в настоящее время является Министерство природных ресурсов России и его территориальные органы (комитеты по охране окружающей среды).
В указанных органах прокурор выясняет следующие вопросы:
- каковы основные направления деятельности комитета по обращению с отходами производства и потребления на подведомственной территории;
- проводится ли государственная экологическая экспертиза материалов по обоснованию размещения отходов производства и потребления, проектов строительства объектов размещения отходов и др., утверждены ли требования к этим материалам, какой информацией располагает комитет о строительстве таких объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы, каков порядок проведения государственной экологической экспертизы по проектам строительства этих объектов, всегда ли соблюдаются при проведении экспертизы статьи 14 - 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе";
- соблюдаются ли требования законодательства при выдаче лицензий на осуществление деятельности в области обращения с отходами, осуществляется ли контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, ведется ли реестр лицензий (проверить правильность его ведения и законность выдачи лицензии);
- какая плата взимается за выдачу разрешений на размещение отходов и соответствует ли она базовым федеральным нормативам (с учетом ежегодной индексации платы);
- проводится ли сертификация отходов, если да, то каков ее порядок;
- проводится ли инвентаризация отходов и ведется ли реестр объектов их размещения, осуществляется ли контроль за выполнением этих работ, какой информацией располагает комитет об объектах размещения отходов, объемах накопленных в них отходов и нарушениях законодательства в области обращения с отходами, каков порядок сбора сведений об отходах производства и потребления, какие меры принимаются по ведению банка данных об отходах, о технологии утилизации отходов и их обезвреживания;
- проверить законность выдачи хозяйствующим субъектам разрешений на размещение отходов и согласований лимитов на размещение;
- каков порядок платы за размещение отходов и выдачу лицензий на обращение с отходами;
- осуществляется ли проверка соблюдения проектных решений по вывозу промышленных отходов и их утилизации;
- каков порядок проверки сведений о составе, свойствах и количестве перевозимых отходов (какие документы проверяют, проводится ли лабораторный анализ отходов);
- проверяются ли при транспортировке отходов маркировка, упаковка отходов, их соответствие требованиям экологической и пожарной безопасности, санитарно - гигиеническим требованиям и правилам;
- осуществляется ли регистрация информации о нарушениях законодательства при размещении, перемещении, складировании и захоронении отходов и своевременно ли проводятся проверки этой информации;
- каков порядок контроля за размещением отходов, осуществлялось ли при этом взаимодействие с другими государственными органами контроля и надзора, как часто проводились проверки соблюдения природоохранительного законодательства на объектах размещения отходов и каковы их результаты (устанавливается ли причиненный ущерб, принимаются ли меры по его возмещению, ведется ли контроль за исполнением выданных предписаний и какова его результативность, всегда ли выявляются виновные в нарушениях лица, и привлекаются ли они к ответственности, при этом следует проверить законность привлечения этих лиц к ответственности);
- направлялись ли материалы проверок деятельности в области обращения с отходами в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
В территориальных центрах госсанэпиднадзора следует выяснить:
- осуществляется ли санитарно - эпидемиологический контроль на объектах размещения отходов, в т.ч. имеется ли информация об установлении санитарно - защитных зон этих объектов, о соблюдении режима их охраны и использования, ведется ли контроль за проведением их мониторинга;
- как часто осуществляются проверки на объектах, имеется ли план проведения проверок, какие меры принимаются в случаях нарушения санитарного законодательства, осуществляется ли контроль за исполнением выданных предписаний, законно ли привлекаются к ответственности виновные лица, направлялись ли материалы проверок деятельности в области обращения с отходами в правоохранительные органы.
Проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления необходимо проводить и в других специально уполномоченных государственных органах, осуществляющих контроль за состоянием земельных, водных, лесных ресурсов, атмосферного воздуха. При этом перечень вопросов должен соответствовать компетенции этих органов.
В ходе проверок на предприятиях прокурор устанавливает:
- имеется ли лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами и соответствует ли эта деятельность условиям лицензии, техническая и технологическая документация об использовании и обезвреживании образующих отходов, разрешение на размещение отходов;
- соблюдены ли требования закона о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы при осуществлении строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, а также предусмотрены ли места (площадки) для сбора отходов;
- утверждены ли инструкции по технике безопасности, противопожарной профилактике, производственной санитарии, согласованы ли они в установленном порядке с соответствующими государственными органами контроля и надзора;
- разработаны ли проекты нормативов образования и размещения отходов;
- проводится ли инвентаризации отходов и объектов их размещения, а также наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды (мониторинг) на территориях объектов размещения отходов;
- имеют ли лица, допущенные к обращению с опасными отходами, свидетельства (сертификаты) на право работы с ними;
- имелись ли факты хищения опасных (токсичных) отходов, и какие меры при наличии этих фактов принимались, направлялись ли соответствующие сообщения в правоохранительные органы;
- имелись ли случаи аварийных ситуаций и аварий, выявлялись ли при этом причины их возникновения, какие меры принимались по их предупреждению, имелись ли средства по ликвидации аварийных ситуаций и последствий аварий в местах хранения (складирования и захоронения) отходов.
Кроме того, прокурору следует изучить материалы проверок, проведенных на предприятии специально уполномоченными органами государственного контроля и надзора, и установить, надлежаще ли исполнены предписания этих органов.
В транспортных организациях, осуществляющих перевозку опасных промышленных отходов, прокурору необходимо выяснить следующие вопросы:
- имеет ли транспортная организация лицензию на транспортировку отходов и соответствующее разрешение из госсанэпиднадзора;
- каков порядок проверки сведений о составе, свойствах и количестве перевозимых отходов (какие документы проверяются, проводится ли лабораторный анализ отходов);
- проверяются ли при транспортировке отходов маркировка, упаковка отходов, их соответствие требованиям экологической и пожарной безопасности, санитарно - гигиеническим нормам и правилам;
- имелись ли случаи нарушения норм и правил в области обращения с отходами производства и потребления при транспортировке опасных отходов, какие меры принимались для предупреждения и ликвидации негативных последствий.
В соответствии с характером выявленных нарушений природоохранительного и санитарного законодательства в области обращения с отходами прокурор, на основании требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принимает необходимые меры прокурорского реагирования - объявление предостережения, внесение представления, принесение протеста, возбуждение административного производства или уголовного дела.
Перечень нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды";
- Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ;
- Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 "Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов";
- Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами";
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды";
- Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. № 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов";
- Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 132 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр";
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1998 г. № 1445 "Об утверждении Соглашения об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды";
- Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. № 556 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами";
- Постановление Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 822 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов";
- Порядок контроля и надзора за транспортными перевозками опасных отходов. Утвержден Приказом Госкомэкологии России, Минздрава России, Госгортехнадзора России и ГТК России от 31 декабря 1998 г. № 787/396/256/910 (регистрационный № 1805 от 16 июня 1999 г.);
- Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов, 1983;
- СанПиН 3183-84. Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов;
- СНиП 2.01.28-85. "Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию.";
- Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизированных промышленных отходов;
- Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Утверждено Минприроды России 15 сентября 1992 г., № 205;
- Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Согласованы с Минэкономики России и Минфином России. Утверждены приказом Минприроды России от 27 ноября 1992 г.;
- Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации. Утверждены Минприроды России 15 июля 1994 г.;
- Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (СП 2.1.7.722-98).

Отдел по надзору
за исполнением законов
и законностью правовых актов


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru