Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ заместителя Прокурора Саратовской области от 23.11.2000 № 7-13-00
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ИЮЛЯ 1999 Г. № 143-ФЗ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ОРГАНИЗАЦИЙ) И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Руководителю
управления Госторгинспекции
по Саратовской области
Орленко А.И.

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2000 г. № 7-13-00

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 8 ИЮЛЯ 1999 г. № 143-ФЗ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ОРГАНИЗАЦИЙ)
И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЗА
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И
ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"

Прокуратурой области в управлении Госторгинспекции проведена проверка исполнения Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ.
Проверка показала, что несмотря на то, что органами Госторгинспекции по-прежнему выявляется большое количество правонарушений в сфере алкогольного бизнеса, этот Закон, направленный на защиту прав потребителей, охрану жизни и здоровья людей, применялся в редких случаях.
По данным журнала регистрации к административной ответственности привлечено лишь 17 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, причем проверки проводились нерегулярно. 29 ноября 1999 года выявлено сразу 4 правонарушителя, в декабре того же года - 6, в феврале 2000 года - 2, 12 и 14 апреля - 4 правонарушителя и затем только в августе - 1.
Таким образом, за 9 месяцев т.г. к административной ответственности привлечено лишь 7 руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей (1999 год - 10).
Между тем, только за 1 полугодие текущего года Госторгинспекцией забраковано 1701,3 дал или 20 % от всей проверенной водочной продукции, 333,7 дал или 15 % от проинспектированного вина и 32,0 дал или 8,1 % от проверенного коньяка.
За 9 месяцев т.г. проверено 1297 предприятий, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией, выявлено 1038 правонарушений и привлечено к административной ответственности по ст. КоАП РСФСР 1038 человек. Установлены многочисленные факты реализации вина, водки и коньяка ненадлежащего качества, без соответствующих документов, с нарушением маркировки, однако повышенные суммы штрафов, предусмотренные Федеральным законом № 143-ФЗ, не применялись.
Изучение административных материалов показало, что в основном они составлены грамотно со ссылкой на Закон. Однако имеются отдельные нарушения, которые, при обращении заинтересованных лиц в суд, могут повлечь отмену наложенного взыскания.
Ст. 17 п. 6 Федерального закона № 143-ФЗ предусматривает обязательное вручение копии протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю. В протоколах и материалах дела не имеется отметки о том, что такая копия вручалась.
Протоколы не всеми госинспекторами составляются разборчиво, что приводит к ошибкам.
Так, в акте проверки и протоколе № 00003 от 29 ноября 1999 г. значится, что проверка проводилась в ООО "Элипс-М", а в заключении испытательной лаборатории ООО "Эмис-М".
Не во всех протоколах указаны адреса свидетелей, приведены лишь фамилии. Между тем, в п. 2 ст. 17 указано о необходимости указывать фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются (протоколы, составленные на ЧП Филареева Н.И., ООО "Элипс-М" и др.)
Особые нарекания вызывает тот факт, что алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, особенно ненадлежащего качества и без соответствующей маркировки, не изымается у владельца и не конфискуется в установленном порядке, а лишь снимается с реализации, что в последующем может повлечь ее реализацию.
Статья 25 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 7 января 1999 г. № 18-ФЗ приводит перечень нарушений, выявление которых влечет изъятие алкогольной продукции с последующей конфискацией.
Ни по одному из 17 материалов не принималось решение о конфискации алкогольной продукции. 1 декабря 1999 года госинспектором Фроловой В.В. в ЧП "Гришин В.В.", расположенном в Татищевском районе, выявлены грубые нарушения Закона - отсутствие лицензии на реализацию спиртных напитков, сертификатов соответствия на нее, продажа вина ненадлежащего качества. В акте значится, что спиртные напитки, указанные в акте, сняты с реализации на ответственное хранение и выписано соответствующее предписание. На предпринимателя наложен штраф в размере 100 минимальных размеров оплаты труда.
Дальнейшая судьба этой алкогольной продукции неизвестна. Не имеется данных и о том, что направлены сведения в правоохранительные органы с целью проведения соответствующей проверки и принятия решения в порядке ст. 109 УПК РСФСР по факту безлицензионной деятельности (незаконное предпринимательство).
12 апреля 2000 года госинспектором Павловой В.А. была проведена проверка в магазине "Дана" ЧП Филареевой Н.И. (г. Балаково) и установлены факты реализации алкогольной продукции с нарушением правил маркировки, без сертификатов соответствия, справок ТТН, не соответствующей ГОСТу. Имеется заключение испытательной лаборатории, подтверждающее выводы специалистов о продаже водки ненадлежащего качества. Несмотря на столь серьезные нарушения, алкогольная продукция не была изъята из оборота. В акте значится, что она, якобы, снята с продажи. Предписания об этом в деле не имеется. Контроль за фактическим исполнением не осуществлялся, поскольку проверка проводилась в г. Балаково.
Аналогичные нарушения допущены госинспекторами Знаменщиковой И.А. и Григорьевой А.В. (протокол 00016), а также Марченко М.Я. и Павловой В.А. (протокол № 00003).
Установлено, что юридической службой Госторгинспекции нарушается порядок исполнения Постановления о наложении административного взыскания, предусмотренный ст. 24 Федерального закона № 143-ФЗ. Постановления о принудительном взыскании штрафов направляются судебным приставам спустя два и более месяца со дня его вынесения. Между тем, в этой статье четко указано, что правонарушитель вправе добровольно исполнить постановление в течение 15 дней с момента его вступления в силу, то есть, по истечении срока обжалования и срока, предоставленного законом для добровольного погашения штрафа, Постановление должно быть направлено для принудительного взыскания. Неправильное толкование закона и допущенная по этой причине волокита при передаче постановлений судебным приставам послужила одной из причин их неисполнения.
На момент проверки исполнено лишь 2 Постановления, из них одно добровольно.
Таким образом, в связи с длительным неисполнением Постановлений теряется значимость административного взыскания, порождается чувство безнаказанности за содеянное, снижается авторитет руководителя контролирующего органа, местные бюджеты недополучают причитающиеся денежные суммы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
рассмотреть настоящее Представление и принять меры к устранению выявленных нарушений закона.
Проанализировать административные материалы по фактам привлечения к ответственности за наиболее серьезные правонарушения в сфере реализации алкогольной продукции и установить причину неприменения к правонарушителям Федерального закона № 143-ФЗ.
Принять меры к более активному использованию этого Закона в практической деятельности.
Обязать специалистов Госторгинспекции составлять административные материалы в строгом соответствии с требованиями административного законодательства.
Восстановить практику применения в качестве дополнительной меры конфискацию алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте. Впредь не допускать фактов игнорирования требований ст. 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
Неукоснительно исполнять ст. 24 Федерального закона № 143-ФЗ, определяющую порядок исполнения Постановлений о наложении административного взыскания. Контролировать деятельность судебных приставов. Требовать от них своевременного принятия мер по исполнению Постановлений. По фактам нарушения закона об исполнительном производстве информировать главного судебного пристава и прокурора.
Рассмотреть вопрос об ответственности сотрудников Госторгинспекции, ненадлежаще исполнявших возложенные на них обязанности.
О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в установленный законом месячный срок.

Заместитель Прокурора Саратовской области
старший советник юстиции
Г.И.ЗАДКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru