Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Прокурора Саратовской области от 15.12.2000 № 21-03-00
"О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Первому заместителю
Председателя Правительства
Саратовской области
Председателю межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних
при Правительстве Саратовской области
Марону В.М.

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2000 г. № 21-03-00

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Проверками, проведенными прокурорами городов и районов, выявлены многочисленные нарушения федеральных законов в деятельности органов опеки и попечительства при выявлении, организации учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказании им государственной помощи в трудовом и ином жизненном устройстве, охране их имущественных, жилищных и иных прав и законных интересов, предупреждении среди них безнадзорности и правонарушений.
Внесено 85 представлений главам администраций муниципальных образований, председателям КДН городов и районов области, руководителям органов управления образованием, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, интернатных и других учебно - воспитательных учреждений.
Опротестовано 14 незаконных правовых актов, вынесенных в ущерб интересам детей руководителями органов опеки и попечительства Ленинского, Октябрьского районов города Саратова, г. Балашова, Алгайского, Краснокутского, Ивантеевского, Ртищевского и других районов области.
В защиту интересов детей в городские и районные суды направлено 186 исков. Более 40 из них - о восстановлении нарушенных жилищных прав несовершеннолетних, допущенных по вине органов опеки и попечительства.
Только в текущем году 15 детям-сиротам восстановлены жилищные права и возвращены квартиры.
За нарушения законов по представлениям прокуроров наказано более 30 работников органов образования, здравоохранения, внутренних дел и комиссий по делам несовершеннолетних г.г. Саратова, Балаково, Алгайского, Духовницкого, Перелюбского, Турковского, Базарно - Карабулакского, Саратовского и других районов области.
Ежегодно регистрируется увеличение числа детей, оказавшихся без попечения при живых родителях. На сегодня в области насчитывается более 10 тыс. детей, нуждающихся в помощи государства. Однако по вине органов опеки и попечительства многие дети ее не получают. В нарушение ст.ст. 121, 122 Семейного Кодекса РФ до сих пор не налажен достоверный учет таких детей.
По этой причине они не все своевременно оказываются в поле зрения органов опеки и попечительства и получают статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Резко сократилась (с 60 в 1995 году до 28 в 1999 году), т.е. более чем в 2 раза, информация о количестве таких детей, поступившая из органов ЗАГСа.
Многие территориальные отделы этого ведомства, в том числе Фрунзенского, Кировского районов г. Саратова, Саратовского, Базарно - Карабулакского, Романовского, Екатериновского, Краснопартизанского и других районов области, в нарушение п. 10 Постановления Губернатора Саратовской области от 14 сентября 1998 г. № 528 "О совершенствовании работы органов исполнительной власти по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов" с 1995 года не направляли сообщений о детях, утративших родителей и оставшихся без родительского попечения, в органы опеки и попечительства.
Не принимали участия в сборе информации о детях, оставшихся без попечения родителей, частные агентства, оказывающие ритуальные услуги населению.
Лишь в единичных случаях поступала необходимая информация о детях, лишившихся родительского попечения из органов жилищно - коммунального хозяйства.
Неудовлетворительно организовано поступление сообщений о детях, нуждающихся в помощи со стороны государства, в органы опеки и попечительства из учреждений здравоохранения и социальной защиты.
Указанные обстоятельства не позволяют в свою очередь определить весь объем необходимых мер, которые предстоит предпринять для оказания государственной помощи детям, оказавшимся по вине родителей один на один с решением проблем выживания.
Профилактическая работа, проводимая органами опеки и попечительства с неблагополучными семьями, является формальной.
Органы опеки и попечительства положительных результатов смогли добиться лишь в 600 из 5645 неблагополучных семей. В остальных семьях положение детей из года в год ухудшается.
Располагая такими данными о серьезных просчетах в организации и осуществлении профилактической работы, сотрудники Министерства образования не принимали необходимых организационно - методических мер по активизации работы органов опеки и попечительства именно в этом направлении.
При увеличении с 4039 до 5745 родителей алкоголиков и наркоманов, органы опеки и попечительства, в том числе в Алгайском, Балтайском, Воскресенском, Ершовском, Краснопартизанском, Лысогорском, Самойловском и многих других районах области, необоснованно сократили с 632 до 567 число исков о лишении и ограничении родительских прав.
В Ленинском, Волжском районах г. Саратова и других городах и районах области подготовка исковых материалов волокитится годами.
Нередко дети продолжают незаконно оставаться с родителями алкоголиками и наркоманами и после вступления в законную силу судебных постановлений. В Кировском районе по этой причине в условиях, опасных для жизни и здоровья, остаются с 15 мая 2000 г. года трое несовершеннолетних детей гр-ки Ортиной О.И.
Длительное пребывание детей в семьях наркоманов и алкоголиков во многом способствовало приобщению их к этому злу.
Выявлены факты, когда в таких семьях дети подвергались физическому и психическому насилию со стороны родителей.
Изучение материалов уголовных дел, возбужденных следственными органами Заводского, Кировского, Фрунзенского районов г. Саратова, г.г. Энгельса, Маркса, Балашова, Красноармейска, Вольского, Краснопартизанского, Калининского, Перелюбского, Романовского районов области в отношении родителей по фактам жестокого обращения с детьми показало, что несмотря на непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, помощи со стороны органов опеки и попечительства им оказано не было. Потерпевшими были малолетние и даже новорожденные дети в возрасте от 3 месяцев до 1 года. В ряде случаев смерть детей наступила от истощения и причиненных им побоев.
В 2 раза больше зарегистрировано число несовершеннолетних из неблагополучных семей, принимавших участие в совершении преступлений и правонарушений.
За последние пять (1995 - 1999) лет в 3 раза больше работниками милиции выявлено несовершеннолетних, систематически занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. На сегодня почти 1 тысяча таких детей состоит на учете в органах внутренних дел. Из них каждый второй житель г. Саратова.
Неудовлетворительно решается проблема жизненного устройства детей-сирот и детей, изъятых из неблагополучных семей.
Неоправданно в области сокращается число детей, над которыми учреждена опека (с 1028 в 1995 году до 837 в 1999 году). В то же время вдвое больше было помещено несовершеннолетних в интернатные учреждения.
Нежелательное смещение приоритетов в деле устройства детей произошло в г.г. Саратове, Хвалынске, Балашове, Пугачевском, Аткарском и многих других районах области.
Такой подход к устройству детей отрицательно сказался на комплектовании сиротских учреждений области. Сверхлимитное содержание детей в этих детских учреждениях стало хроническим. Неоправданное содержание подавляющего большинства этой категории детей за счет государства произошло по вине Министерства образования области. Из-за отсутствия специалистов по охране прав детства, контроль на местах не обеспечивается, работа органов опеки и попечительства пущена на самотек.
Все это обусловило ряд проблем, связанных с незаконным содержанием детей в лечебных учреждениях и социальных приютах области, требующих безотлагательного разрешения.
За последние пять лет число детей, которые без медицинских показаний занимали места в детских отделениях лечебных учреждений, увеличилось более чем в два раза (со 108 до 262).
Напряженная ситуация складывается и в детских социальных учреждениях. По данным Министерства труда и социального развития области за это время число детей, которые годами незаконно содержались в социальных приютах, увеличилось с 1 до 77.
В настоящее время там находятся 40 воспитанников в ожидании свободных мест в интернатных учреждениях.
С нарушением установленного федеральным законодательством (ст. 122 Семейного кодекса РФ) месячного срока, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, годами содержались в приютах Кировского, Заводского районов г. Саратова, г.г. Энгельса, Маркса, Аткарском, Самойловском районах области.
Указанные и другие нарушения федерального законодательства не способствуют выполнению стоящих задач и неизбежно влекли в свою очередь новые нарушения.
По данным органов внутренних дел, начиная с 1996 года, увеличилось число случаев, когда сотрудниками социальных приютов Заводского, Кировского районов г. Саратова незаконно было отказано в приеме и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей.
По указанной причине искусственно сдерживается и решение вопросов отобрания детей в порядке ст. 77 Семейного кодекса РФ.
Постановлениями главы администрации Ленинского района г.Саратова была оказана помощь только троим подросткам. В то же время в этом районе в условиях, опасных для жизни и здоровья, продолжают оставаться более 30 несовершеннолетних детей.
Подобные факты установлены прокурорами Балтайского, Духовницкого, Лысогорского и других районов области.
Не соблюдаются требования федеральных законов, направленных на охрану здоровья, трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как показали проверки прокуроров Кировского, Волжского районов г. Саратова, г.г. Энгельса, Балаково, Хвалынска, Маркса, Питерского, Озинского, Петровского, Аркадакского, Романовского, Краснопартизанского, Турковского, Ивантеевского и других районов области в личных делах многих опекаемых и воспитанников сиротских учреждений отсутствуют необходимые документы об установлении правового статуса, наличии и сохранности имущества, о закреплении жилой площади, регулярном поступлении и рациональном использовании алиментов, пособий по случаю потери кормильца и других социальных выплат.
В свою очередь администрацией многих школ - интернатов, а также начальных профессиональных (ПУ - 66, 79 г. Петровска, ПУ - 22, 39, 42 Волжского района), средне - специальных (индустриально - педагогический колледж г. Энгельса) и ВУЗов г. Саратова, как видно из представлений прокуроров указанных городов и районов области, практически ничего не предпринимается для истребования и приобщения к личным делам учащихся, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правоустанавливающих документов.
Работники Министерства образования, непосредственно отвечающие за этот участок работы, не обеспечили исполнения требований Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в силу своей разобщенности не сумели наладить четкого взаимодействия территориальных органов управления образования и администрации интернатных, общеобразовательных начальных и высших учебных заведений. Первый заместитель Министра образования Кошелев В.А., на которого возложена координация их деятельности, не обеспечивает в полной мере выполнение возложенных на него обязанностей.
Заорганизованность, проведение многочисленных и постоянно действующих совещаний, проводимых руководством Министерства образования и отсутствие эффективного контроля за исполнением принимаемых решений, отрицательно сказались на положении дел. Только по этой причине остались не выполненными решения межведомственной КДН при Правительстве области за 1999 - 2000 года о приведении в соответствие с требованиями федеральных законов деятельности органов опеки и попечительства.
Повсеместно нарушаются требования Федерального закона, устанавливающего дополнительные гарантии по защите жилищных прав детей-сирот.
Особенно остро стоит проблема предоставления жилья воспитанникам и выпускникам интернатных учреждений. По данным Министерства образования на сегодня в области 929 детей названной категории не имеют жилой площади. Из них 500-ам выпускникам было отказано в представлении жилья из-за прекращения финансирования строительства государственного жилого фонда. Многие достигли совершеннолетия. Из них 136 человек являются жителями г. Саратова.
Напряженная ситуация сложилась в связи с этим также в г.г. Энгельсе, Балаково, Аткарске, Вольске, Красноармейске, Петровском, Озинском и других районах области.
Ежегодно число их увеличивается. Если задолженность не будет ликвидирована, то число выпускников, не имеющих закрепленного жилья, в ближайшие 5 лет удвоится.
Непринятие органами опеки и попечительства мер по закреплению жилой площади на все время пребывания детей под опекой, приводит зачастую к его утрате. Несмотря на это, органы опеки и попечительства Заводского, Ленинского, Октябрьского районов г. Саратова, а также г.г. Балашова, Балаково, Энгельса, Саратовского и других районов не реагировали на обращения администрации спецшколы г. Маркса, интернатных учреждений г. Хвалынска, Петровска, г. Саратова, о чем свидетельствуют поступающие в прокуратуру заявления с просьбой о восстановлении нарушенных жилищных прав воспитанников.
В связи с этим, ежегодно увеличивается число исков, направленных прокурорами в судебные органы в интересах детей о признании недействительными договоров купли - продажи жилых помещений.
В то же время число их, предъявленных органами опеки и попечительства, сократилось (с 26 в 1996 году до 15 в 2000 году).
Одной из причин такого множества нарушений в деятельности органов опеки и попечительства является несоответствие имеющейся штатной численности инспекторов по охране прав детства норме (1 инспектор на 5 тыс. детей), установленной Приказом Министерства просвещения СССР от 16 февраля 1988 г. № 21. Для приведения в соответствие с указанными расчетами в настоящее время области требуется 132 инспектора по охране прав детства. Из них в наличии имеется только 70. Особенно остро ощущается нехватка таких специалистов в Ленинском, Заводском, Кировском районах г. Саратова, в г.г. Энгельсе, Балаково, Балашове. Несмотря на такое тревожное положение, требования прокуроров о приведении штатной численности инспекторов в соответствие с потребностью не находят понимания и поддержки у администрации г. Саратова. Об этом свидетельствует письмо от 18 октября 2000 г. № 02-19 председателя комитета по финансам Мурзакова А.П., в котором прокурору Кировского района в категорической форме было отказано в положительном решении этой актуальной как для Кировского, так и для других районов областного центра проблемы.
Главами администраций г. Маркса и Лысогорского района в нарушение Постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. № 409 принимались незаконные постановления о сокращении размера пособий таким детям.
По вине глав администраций муниципальных образований Романовского, Екатериновского, Турковского и других районов области, в нарушение Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ не обеспечивалось квотирование рабочих мест для выпускников учебных учреждений, из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без родительского попечения. Многие из них по этой причине остались безработными и не имели средств к существованию.
Нарушаются требования Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в части оказания своевременной медицинской помощи таким детям.
Прокурорами в ходе проверки установлены неединичные факты уклонения работников здравоохранения от выполнения служебного долга, оставления детей-сирот без надлежащего медицинского обслуживания.
Все воспитанники Сулакской школы - интерната в 2000 году оказались вне лечебного контроля по вине руководства органов здравоохранения Краснопартизанского района. Только после принятия мер прокурорского реагирования работники здравоохранения приступили к медицинскому осмотру детей-сирот.
По инициативе прокурора Фрунзенского района за ненадлежащее обеспечение медицинского обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привлечена к строгой дисциплинарной ответственности заведующая отделением 4-го детского территориального медицинского объединения Тихонова Н.И.
Нарушения законов выявлены в деятельности органов здравоохранения г. Балашова. Работники Балашовского управления здравоохранения, детской больницы, роддома полностью устранились от участия в совместной работе с другими заинтересованными ведомствами по выявлению, учету и организации оздоровительной работы с детьми, которые остались без попечения родителей.
Указанные и другие факты безответственного отношения к выполнению служебного долга во многом обусловлены отсутствием ведомственного контроля со стороны Министерства здравоохранения области и прямым нарушением ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Работники Министерства здравоохранения в указанных случаях не истребовали необходимую информацию и не практиковали посещение детей в сиротских и других государственных учреждениях для выявления обстоятельств, связанных с ненадлежащим медицинским обслуживанием.
Недостаточно эффективно проводится профилактическая работа в неблагополучных семьях и подразделениями органов внутренних дел.
Прокуроры Фрунзенского района г. Саратова, Аркадакского, Питерского и других районов области потребовали от руководства РОВД прекращения незаконной практики отвлечения инспекторов ОППН на выполнение несвойственных им функций.
Не все еще сделано для укрепления законности в деятельности органов опеки и попечительства комиссиями по делам несовершеннолетних г.г. Саратова, Балашова, Романовского, Балтайского, Турковского и других городов и районов области.
Не обеспечивается взаимодействие органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, ЗАГСа, жилищно - коммунального хозяйства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, г. Балаково, Новоузенского, Саратовского, Краснопартизанского районов области, Кировского, Фрунзенского, Волжского районов г. Саратова.
Нарушения в деятельности органов опеки и попечительства, здравоохранения, социальной защиты населения и других органов, составляющих государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объясняются также просчетами комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области в организации и осуществлении ведомственного контроля за работой городских и районных КДН, а также недостаточно жесткой требовательностью по отношению к руководителям министерств и ведомств области.
Несмотря на то, что областной комиссией дважды (1999 - 2000 г.г.) принимались решения, персонально обязывающие Министра образования Суровова С.Б. укрепить квалифицированными кадрами отдел реабилитации детей и подростков Министерства образования, однако эти и другие требования, направленные на обеспечение эффективной работы Министерства по защите прав и законных интересов детей-сирот были проигнорированы.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Рассмотреть настоящее представление на очередном заседании межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области с обязательным участием работников прокуратуры области.
2. Потребовать от Министра образования Суровова С.Б. исполнения федеральных законов и постановлений областной комиссии, направленных на защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решив вопрос о привлечении его к ответственности.
3. Усилить государственный контроль за деятельностью Министерства образования области и установить формы контроля, реально обеспечивающие исполнение требований федеральных законов и постановлений комиссии.
4. На уровне Правительства области решить вопросы:
- обеспечения жильем выпускников учебно-воспитательных учреждений, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- открытия социальных приютов, в первую очередь в Ленинском, Фрунзенском и Октябрьском районах г. Саратова;
- приведения в соответствие с установленными нормами штатную численность инспекторов по охране прав детства в органах опеки и попечительства городов и районов области.
5. С участием министерств образования, здравоохранения, социального развития области, УВД области разработать и осуществить программу совместных действий, направленную на выполнение требований федерального законодательства о своевременном выявлении и оказании помощи в устройстве детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, защите их прав и законных интересов, уделив особое внимание повышению уровня и эффективности оздоровительной работы в неблагополучных семьях.
6. Поручить председателю Комитета по делам ЗАГСа при Правительстве области взять на постоянный контроль работу частных фирм, оказывающих ритуальные услуги населению, обеспечить своевременное направление ими в органы опеки и попечительства сообщений о детях, оставшихся без попечения родителей.
7. Потребовать от руководства Министерства жилищно - коммунального хозяйства области активного участия подчиненных работников в деле выявления, своевременного и обязательного направления в органы опеки и попечительства сообщений по каждому известному им факту оставления детей без попечения родителей, а также совершения незаконных сделок с жильем.
8. Осуществить в 1-ом квартале 2001 года выезды с контрольной проверкой в г.г. Балашов, Балаково, Романовский, Турковский, Духовницкий районы области, Кировский, Волжский районы г.Саратова для приведения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в соответствие с требованиями ст. 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.
9. Для повышения координирующей роли комиссий по делам несовершеннолетних при администрации городов и районов области взять на постоянный контроль выполнение ими совместных мероприятий органов образования, здравоохранения, социальной защиты населения и внутренних дел по выявлению и оказанию практической помощи в жизненном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защите их прав и законных интересов.
10. Ввести в состав межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве области представителя комитета по делам ЗАГСа при Правительстве области.
11. Рассмотреть вопрос о замене члена комиссии Малетина В.В. начальника отдела реабилитации детей и подростков Министерства образования области и ввести в состав комиссии первого заместителя Министра образования области Кошелева В.А., который по распределению обязанностей осуществляет взаимодействие структурных подразделений Министерства образования области.

И.о. Прокурора Саратовской области
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Д.ГОРШКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru