Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Саратовского областного суда от 02.07.2001
"ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ПРОКУРОРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАЯ 1999 Г. № 28-П "О МЕРАХ ПО УПОРЯДОЧЕНИЮ ТОРГОВЛИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июля 2001 года г. Саратов


Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Зелепукина А.Н.
с участием прокурора Казаченко Т.П., Лычкина К.В.
при секретаре Смирновой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействительным и не порождающим правовых последствий Постановления Правительства Саратовской области от 5 мая 1999 г. № 28-П "О мерах по упорядочению торговли", установила:
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Постановления Правительства Саратовской области от 5 мая 1999 г. № 28-П "О мерах по упорядочению торговли" недействительным, поскольку оно противоречит действующему федеральному законодательству (л.д. 2 - 3). Представитель Правительства области Брызгалин Ю.В. и Министерства экономики Саратовской области Мудрак А.О. полагали, что решение Правительством области принято в соответствии с компетенцией и не нарушает федеральное законодательство.
Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, судебная коллегия по гражданским делам областного суда приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам, нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны недействительными.
В соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Постановлением Правительства Саратовской области от 5 мая 1999 г. № 28-П "О мерах по упорядочению торговли" в п. 1 установлено, что торговля с открытых прилавков внутри помещений рынков без применения контрольно - кассовых машин физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при торговле непродовольственными товарами, производится с применением бланков строгой отчетности, приравненных к чекам, утвержденным инструктивным письмом Министерства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности".
Прокурор указывает, что Постановление Правительства области противоречит федеральному законодательству и нарушает права граждан при приобретении ими товаров на рынках.
Так, согласно ст. 1 ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями с обязательным применением контрольно - кассовых машин, а Правительство Российской Федерации утверждает Перечень предприятий, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745 утверждено "Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и "Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", которое установило Перечень предприятий, организаций, учреждений, которые вправе осуществлять деятельность по денежным расчетам с населением без применения контрольно-кассовых машин.
При этом в п. "е" ст. 2 упомянутого Перечня допускается торговля без применения контрольно-кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Представитель ответчика утверждает, что упомянутое оспариваемое Постановление Правительства Саратовской области распространяется только на лиц, не указанных в названном Перечне Правительства Российской Федерации, то есть Правительство области фактически упорядочило торговлю лиц, на которых действие упомянутого перечня не распространяется.
Однако, судебная коллегия по гражданским делам областного суда считает необходимым согласиться с доводами прокурора, что при буквальном толковании Постановления Правительства Саратовской области очевидно наличие его противоречия с федеральным законодательством, поскольку оно разрешает торговлю, и только индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, на рынках без каких-либо кассовых аппаратов и без каких-либо ссылок на федеральное законодательство, тогда как в Перечне Правительства Российской Федерации такая торговля разрешается без применения контрольно - кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
В пользу такого понимания свидетельствуют показания свидетеля Австриевской В.А., по утверждению которой налоговые органы области при осуществлении контроля за применением контрольно - кассовых аппаратов видят наличие противоречий в оспариваемом прокурором Постановлении Правительства Саратовской области с федеральным законодательством. В связи с этим, на практике все индивидуальные предприниматели на рынках, со ссылкой на оспариваемое Постановление Правительства Саратовской области, осуществляют торговлю без применения контрольно - кассовых аппаратов, хотя федеральное законодательство предоставляет такую возможность не всем лицам, торгующим на рынках.
Судом неоднократно предлагалось ответчику представить доказательства, свидетельствующие в пользу правильности утверждений об отсутствии противоречий оспариваемого Постановления Правительства Саратовской области федеральному законодательству, но таких доказательств представлено не было.
При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора области подлежащими удовлетворению.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 14.11.2002 № 137-ФЗ, которым введен в действие Гражданский процессуальный кодекс РФ. Норме статьи 191 ГПК РСФСР соответствует норма статьи 194 ГПК РФ. Норме статьи 197 ГПК РСФСР соответствует норма статьи 198 ГПК РФ.
   ------------------------------------------------------------------

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191, 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия, решила:
Заявление прокурора Саратовской области удовлетворить и признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания Постановления Правительства Саратовской области от 5 мая 1999 г. № 28-П "О мерах по упорядочению торговли".
В соответствии со ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" опубликовать данное решение или сообщение о нем в газете "Саратовские вести" и других средствах массовой информации, где опубликовано данное Постановление.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд России с подачей жалобы (протеста) через областной суд.

Судья
областного суда
А.Н.ЗЕЛЕПУКИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru