Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Вопрос: Организация привлекает для проведения сезонных работ граждан Украины. Какие отчисления во внебюджетные фонды должны производить организация с заработной платы таких работников?

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






Вопрос:
Организация привлекает для проведения сезонных работ граждан Украины. Какие отчисления во внебюджетные фонды должны производить организация с заработной платы таких работников?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНО - КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

от 20 августа 2001 года

В соответствии с п. 2 ст. 239 НК РФ, освобождаются от уплаты налога работодатели с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
Согласно ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Уплата единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ.
Статьей 4 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на пенсию на общих основаниях с гражданами России имеют также иностранные граждане и лица без гражданства. Основным условием для этого является проживание на территории Российской Федерации, поскольку указанная статья содержит норму только для проживающих в Российской Федерации.
Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по законодательству РФ является место жительства на территории РФ.
В соответствии со ст. 5 Закона СССР, действующим в РФ, от 24 июня 1981 г. № 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР", различают иностранных граждан, постоянно проживающих (имеющих вид на жительство, выданный органом внутренних дел Российской Федерации) и временно пребывающих на территории Российской Федерации, которые только регистрируют заграничные паспорта.
Что касается граждан бывшего СССР, то Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 и действующими в отношении граждан бывшего Союза ССР, прибывших из государств - участников СНГ и государств Балтии (Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 290), установлено, что по месту жительства граждан на территории Российской Федерации делается отметка о регистрации в паспорте.
В том случае, если регистрация проводится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
В соответствии с законодательством РФ право граждан на пенсионное обеспечение неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ. Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, независимо от форм собственности и финансово - хозяйственной деятельности могут уплачивать налог в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ, только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих в Российской Федерации.
С целью выяснения факта возникновения для работодателя обязанности производить уплату налога в части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации, т.е. имеет ли иностранный гражданин в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, вид на жительство с правом постоянного проживания или наличие у него свидетельства о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
При этом, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 "О правах граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение для работодателя обязанности по уплате налога относится также и к гражданам государств, ранее входивших в СССР, включая граждан государств - участников Содружества Независимых Государств.
Уплата единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в Фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют те же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации, если международными договорами не предусмотрено иное.
Что касается уплаты единого социального налога в части, зачисляемой в Фонды обязательного медицинского страхования за иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, то Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 утверждено "Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации". Пунктом 2 указанного Положения установлено, что этот документ не распространяется на граждан, работающих в Российской Федерации по трудовым договорам, т.е. на них распространяется общеустановленный порядок уплаты налога.
Таким образом, единый социальный налог, в части, зачисляемой в Фонды обязательного медицинского страхования РФ, начисляется на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым, так и по гражданско - правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, и на выплаты, производимые работникам - иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим только по трудовым договорам, независимо от срока их проживания на территории Российской Федерации. На выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско - правового характера, единый социальный налог в части, зачисляемой в Фонды обязательного медицинского страхования, не начисляется.
Уплата единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в Фонд социального страхования.
В соответствии со ст. 236 КЗоТ РФ, все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
Из содержания указанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимые этим работникам начисляется единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования.
На выплаты, производимые иностранным граждан, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации, и работающим по договорам гражданско - правового характера единый социальный налог в Фонд социального страхования не начисляется.
Исходя из вышеизложенного, в Вашем случае, налоговая база по единому социальному налогу (взносу) рассчитывается как сумма выплат и вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников за налоговый период и признаваемых объектом налогообложения данным налогом уменьшенная на суммы выплат и вознаграждений, начисленных работникам не подлежащим налогообложению и на описанные выше налоговые льготы отдельным налогоплательщикам (единый социальный налог в части, зачисляемой в Пенсионный фонд).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru