Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Саратовской городской Думы от 24.02.2000 № 42-404
(ред. от 20.06.2002)
"О РЕГЛАМЕНТЕ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Саратовская панорама", Спецвыпуск, 19.04.2002



Утратил силу в связи с изданием Решения Саратовской городской Думы от 27.03.2006 № 1-4
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Решением Саратовской городской Думы от 20.06.2002 № 22-203, вступили в силу со дня его опубликования



САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2000 г. № 42-404

О РЕГЛАМЕНТЕ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

(в ред. Решений Саратовской городской Думы
от 27.04.2000 № 44-451, от 20.06.2002 № 22-203)

В соответствии со статьей 17 Устава города Саратова Саратовская городская Дума решила:
1. Принять Регламент Саратовской городской Думы (прилагается).
2. Считать утратившим силу решение Саратовской городской Думы от 20.08.1997 № 8-72 "О Регламенте Саратовской городской Думы".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.

Мэр города Саратова
Ю.Н.АКСЕНЕНКО





Приложение
к Решению
Саратовской городской Думы
от 24 февраля 2000 г. № 42-404

РЕГЛАМЕНТ САРАТОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок, основные правила и процедуры работы Саратовской городской Думы (далее - Дума).
1.2. Деятельность Думы и ее органов основывается на принципах гласности, законности, коллегиального, свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, Дума вправе проводить закрытые заседания.
1.3. Заседания Думы проводятся в сроки и порядке, которые определяются настоящим Регламентом.

2. Порядок выдвижения и избрания должностных лиц Думы,
формирования ее органов

2.1. Мэр города - глава городского самоуправления.
2.1.1. Мэр города - глава городского самоуправления избирается на первом заседании Думы из состава депутатов Думы на срок до нового избрания мэра города - главы городского самоуправления в установленном порядке.
Кандидатуры на должность мэра города - главы городского самоуправления могут предлагаться:
- любым из депутатов Думы;
- в порядке самовыдвижения.
(в ред. Решения Саратовской городской Думы от 20.06.2002 № 22-203)
Каждый предложенный кандидат вправе в любое время до голосования или внесения его кандидатуры в бюллетень для тайного голосования взять самоотвод, который не ставится на голосование.
Каждому кандидату на должность мэра города - главы городского самоуправления предоставляется возможность для выступления (до 10 минут). После выступления всех кандидатов и ответов на вопросы проводится обсуждение кандидатур, в котором может принять участие каждый депутат (до 5 минут). После обсуждения кандидатур каждый из претендентов может взять слово для справок (до 2 минут).
Избранным в результате голосования на должность мэра города - главы городского самоуправления считается кандидат, набравший большинство голосов от установленного числа депутатов.
Если на должность мэра города - главы городского самоуправления было предложено более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания количества голосов, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Если при голосовании по двум кандидатам ни один из них не набрал большинства голосов от установленного числа депутатов, то не позднее чем через 30 дней проводятся повторные выборы с выдвижением как новых кандидатов, так и уже выдвигавшихся на должность мэра города - главы городского самоуправления.
Избрание мэра города - главы городского самоуправления оформляется решением Думы.
2.1.2. Мэр города - глава городского самоуправления согласно Уставу города Саратова может быть отрешен от должности, или его полномочия могут быть прекращены досрочно.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий или об отрешении от должности мэра города - главы городского самоуправления включается в повестку дня ближайшего заседания Думы по его просьбе, или по предложению большинства от установленного числа депутатов в письменном виде в соответствии с Регламентом.
(в ред. Решения Саратовской городской Думы от 20.06.2002 № 22-203)
Порядок голосования при отрешении от должности мэра города - главы городского самоуправления или досрочном прекращении полномочий определяется Думой.
Решение о досрочном прекращении полномочий мэра города - главы городского самоуправления принимается Думой большинством голосов от установленного числа депутатов.
Решение об отрешении от должности мэра города - главы городского самоуправления принимается Думой двумя третями голосов от установленного числа депутатов.
Мэру города - главе городского самоуправления до проведения голосования предоставляется слово для выступления.
Освобождение от занимаемой должности мэра города - главы городского самоуправления оформляется решением Думы.
В случае досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности мэра города - главы городского самоуправления новые выборы на должность мэра города - главы городского самоуправления проводятся не позднее 30 дней со дня досрочного прекращения его полномочий или отрешения от должности в порядке, установленном в подпункте 2.1.1. настоящего Регламента.
2.2. Заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы.
2.2.1. Заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы избирается на срок ее полномочий и замещает штатную выборную должность в Думе.
Кандидатуры на должность заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы предлагаются мэром города - главой городского самоуправления, депутатами и в порядке самовыдвижения.
Порядок избрания заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы аналогичен порядку избрания мэра города - главы городского самоуправления, установленному в подпункте 2.1.1 настоящего Регламента.
2.2.2. Заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы может быть отрешен от должности, или его полномочия могут быть прекращены досрочно.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий или об отрешении от должности заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы включается в повестку дня ближайшего заседания Думы по его просьбе, по инициативе мэра города - главы городского самоуправления или по предложению большинства от установленного числа депутатов.
Порядок досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы аналогичен порядку досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности мэра города - главы городского самоуправления, установленному в подпункте 2.1.2 настоящего Регламента.
В случае досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы новые выборы проводятся не позднее чем через 30 дней со дня досрочного прекращения его полномочий или отрешения от должности в порядке, установленном в подпункте 2.2.1. настоящего Регламента.
2.3. Комиссии Думы и Контрольно-счетная палата.
2.3.1. Председатели постоянных комиссий и Контрольно-счетной палаты избираются на заседании Думы на срок ее полномочий. Кандидатуры на должности председателей постоянных комиссий и Контрольно-счетной палаты могут предлагаться мэром города - главой городского самоуправления, заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы, любым из депутатов Думы, а также в порядке самовыдвижения.
Порядок избрания председателей постоянных комиссий и Контрольно-счетной палаты аналогичен порядку избрания мэра города - главы городского самоуправления, установленному в подпункте 2.1.1. настоящего Регламента.
2.3.2. Полномочия председателя постоянной комиссии или Контрольно-счетной палаты могут быть досрочно прекращены, или он может быть отрешен от должности.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий или об отрешении от должности председателя постоянной комиссии или Контрольно-счетной палаты включается в повестку дня очередного заседания Думы по его просьбе, по инициативе мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы или по предложению большинства от установленного числа депутатов, а также по решению постоянной комиссии.
Порядок досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности председателя постоянной комиссии или Контрольно-счетной палаты аналогичен порядку досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности мэра города - главы городского самоуправления, установленному в подпункте 2.1.2. настоящего Регламента.
В случае досрочного прекращения полномочий или отрешения от должности председателя постоянной комиссии или Контрольно-счетной палаты новые выборы проводятся не позднее чем на очередном заседании Думы в порядке, установленном в подпункте 2.3.1. настоящего Регламента.
2.3.3. Постоянные комиссии избирают из своего состава на срок депутатских полномочий заместителя председателя. По решению постоянной комиссии полномочия заместителя председателя могут быть прекращены или он может быть переизбран.
Решение об избрании или досрочном прекращении полномочий заместителя председателя постоянной комиссии принимается большинством голосов от числа членов комиссии.

3. Общий порядок работы Думы

3.1. Начало работы Думы. Порядок проведения заседаний Думы.
3.1.1. Заседания Думы проводятся в городе Саратове, как правило, в специально оборудованном помещении (зале заседаний).
В зале заседаний Думы размещаются флаг и герб Саратовской области, флаг и герб города Саратова.
Каждому депутату Думы в зале заседаний отводится постоянное место, которое оформляется табличкой с указанием фамилии, имени и отчества депутата, номера избирательного округа и должности, которую он занимает в Думе. Постоянное место депутата оборудуется необходимыми для работы техническими средствами.
3.1.2. Первое заседание Думы созывается не позднее двух недель после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов. Заседание созывается мэром города - главой городского самоуправления, утвержденным решением Думы предыдущего созыва.
Приглашение депутатов на заседание Думы обеспечивает отдел по организации деятельности городской Думы не позднее чем за два дня до заседания Думы.
Дату первого заседания Думы нового созыва устанавливает мэр города - глава городского самоуправления, утвержденный решением Думы предыдущего созыва.
Первое заседание Думы открывает и ведет до избрания мэра города - главы городского самоуправления старший по возрасту депутат.
3.1.3. За час до начала заседания Думы начинается регистрация депутатов. Регистрацию депутатов и приглашенных, выдачу им дополнительных документов и материалов осуществляет отдел по организации деятельности городской Думы.
Регистрация присутствующих на заседании Думы депутатов проводится после каждого перерыва в заседании.
Заседание Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы.
3.1.4. О невозможности присутствовать на заседании Думы по уважительной причине депутат заблаговременно информирует заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы и отдел по организации деятельности городской Думы.
3.1.5. Дума на первом заседании открытым голосованием, большинством голосов от установленного числа депутатов Думы избирает из своего состава:
- счетную комиссию Думы;
- регламентную группу.
Результаты рассмотрения этих вопросов оформляются решением Думы.
3.1.6. На первом заседании Думы депутаты избирают мэра города - главу городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, председателей постоянных комиссий и Контрольно-счетной палаты в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, а также утверждают структуру Думы.
Продолжительность и порядок проведения заседаний Думы определяются настоящим Регламентом и по решению Думы.
3.1.7. Губернатор Саратовской области, Председатель Саратовской областной Думы, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Саратовской области, постоянный представитель Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в Саратовской областной Думе и представительных органах местного самоуправления, прокурор города Саратова вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании Думы.
Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях Думы только по ее решению.
Кроме должностных лиц, перечисленных в части первой данного подпункта, на открытых заседаниях Думы могут присутствовать должностные лица органов городского самоуправления, помощники депутатов городской Думы и иные лица, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Председательствующий на заседании Думы информирует депутатов о составе приглашенных на заседание Думы должностных лиц.
Приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу Думы, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться требованиям председательствующего на заседании.
3.1.8. На заседании Думы могут присутствовать представители средств массовой информации. В день заседания Думы им предоставляется проект повестки дня или перечень (пресс-релиз) основных вопросов, вносимых на рассмотрение Думы. По итогам заседания Думы мэр города - глава городского самоуправления или заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы могут проводить пресс - конференцию.
3.1.9. Дума может принять решение о проведении закрытого заседания как в целом, так и в его части. Решение о проведении закрытого заседания принимается депутатами Думы по предложению мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, на основании решения одной из постоянных комиссий Думы или группы депутатов численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Думы.
Решение о проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. Сведения о содержании закрытых заседаний Думы не подлежат разглашению.
По поручению Думы протокол закрытого заседания ведет один из депутатов.
На закрытое заседание Думы запрещается проносить и использовать в ходе его фото-, кино- и видеотехнику, а также средства радиосвязи, звукозаписи и обработки информации, за исключением средств, обеспечивающих ведение протокола заседания.
По предложению мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, постоянных депутатских комиссий, депутатских групп могут проводиться выездные заседания Думы.
3.1.10. Протоколирование и звукозапись заседаний Думы осуществляет отдел по организации деятельности городской Думы.
Протокол заседания Думы оформляется в течение пятнадцати рабочих дней после заседания Думы в двух экземплярах на бланке на основании звуковой записи, документов и актов, вносимых на заседание, принятых Думой и оформленных в установленном порядке, подписывается председательствующим на заседании Думы и рассылке не подлежит.
Кассеты со звукозаписью заседаний Думы хранятся в отделе по организации деятельности городской Думы в течение всего срока полномочий Думы текущего созыва, а затем размагничиваются (стираются).
Помощники депутатов и сотрудники аппарата Думы вправе ознакомиться с протоколами заседаний Думы и прослушать звукозапись (кроме протоколов и звукозаписей закрытых заседаний) с разрешения заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы.
3.1.11. Очередные заседания Думы проводятся не реже одного раза в два месяца. Сообщение о дате, времени и месте проведения заседания Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 2 дня до заседания Думы.
3.1.12. Внеочередные заседания Думы созываются по инициативе мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, на основании решения не менее чем одной из постоянных комиссий Думы, а также по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы не позднее чем через пять дней с момента поступления обращения о созыве внеочередного заседания.
Проект повестки дня и материалы для внеочередного заседания Думы предлагаются инициатором его проведения.
Требования подпунктов 3.1.11., 3.1.13., 3.1.14., 3.1.15. и 3.1.16., предусматривающие сроки подготовки и предоставления материалов, не распространяются на внеочередное заседание Думы.
Инициатор внеочередного заседания обеспечивает своевременное предоставление материалов на заседание Думы.
3.1.13. Заседания Думы созываются в соответствии с распоряжением мэра города - главы городского самоуправления. Распоряжение о созыве заседания Думы готовится отделом по организации деятельности городской Думы и предоставляется на подпись мэру города - главе городского самоуправления не менее чем за семь дней до заседания Думы.
3.1.14. Проект повестки дня заседания Думы начинает формироваться отделом по организации деятельности городской Думы на основе плана работы Думы и письменных предложений о внесении внеплановых вопросов мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, постоянных комиссий, групп депутатов, отдельных депутатов, а также в порядке народной правотворческой инициативы за десять дней до начала заседания и заканчивается не позднее чем за пять дней до начала заседания Думы.
3.1.15. Проекты решений Думы, касающиеся внутренней организации и деятельности Думы, визируются заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы, председателем постоянной комиссии, ответственной за подготовку проекта решения, председателем Контрольно-счетной палаты (по вопросам, относящимся к ее компетенции), инициатором внесения проекта решения и начальником отдела правового обеспечения Думы.
Проекты решений Думы, касающиеся вопросов избрания (переизбрания) выборных должностных лиц Думы, визируются инициатором внесения проекта решения и начальником отдела правового обеспечения Думы.
Проекты решений Думы, касающиеся вопросов утверждения должностных лиц исполнительных органов городского самоуправления (отстранения от должности), визируются инициатором внесения проекта решения, начальником управления правового обеспечения и координации правоохранительной деятельности администрации города и начальником отдела правового обеспечения Думы.
Проекты решений Думы, касающиеся иных вопросов, отнесенных к компетенции Думы, визируются заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы, председателями постоянных комиссий, ответственных за подготовку проекта решения, председателем Контрольно-счетной палаты (по вопросам, относящимся к ее компетенции), инициатором внесения проекта решения, начальником управления правового обеспечения и координации правоохранительной деятельности администрации города и начальником отдела правового обеспечения Думы, а при необходимости, председателем комитета по финансам и другими руководителями структурных подразделений администрации города, участвовавших в подготовке проекта решения.
Имеющиеся у должностного лица возражения по проекту решения излагаются отдельной справкой, которая прилагается к проекту решения.
Визирование проекта решения вышеуказанными лицами является обязательным.
Оформленные проекты решений Думы с необходимыми пояснительными материалами, определяемыми ответственным за подготовку субъектом правотворческой инициативы, передаются в отдел по организации деятельности городской Думы за шесть дней до заседания Думы.
3.1.16. Проекты решений Думы и необходимые материалы к ним предоставляются депутатам Думы, Губернатору Саратовской области, Председателю Саратовской областной Думы, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Саратовской области, постоянному представителю Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в Саратовской областной Думе и представительных органах местного самоуправления, прокурору города отделом по организации деятельности городской Думы не позднее чем за два дня до заседания Думы; мэру города - главе городского самоуправления - не позднее чем за пять дней до заседания Думы.
3.1.17. Распорядок дня заседания Думы включает в себя время заседания и время плановых перерывов. Первый перерыв объявляется председательствующим через 2 часа работы, последующие - через 1,5 часа. Время перерывов устанавливается в процессе заседания.
Дума может принять решение об ином распорядке дня заседания Думы.
Решения о внеочередных перерывах принимаются Думой большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Предложения о перерыве на 10 минут могут удовлетворяться председательствующим без голосования.
3.1.18. Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседании Думы:
- включение в повестку дня;
- рассмотрение и принятие повестки дня;
- доклад по проекту решения;
- содоклад;
- вопросы докладчику, содокладчику и ответы на вопросы;
- прения по обсуждаемому вопросу;
- выступления по мотивам голосования и принятие проекта решения за основу;
- внесение поправок в принятый за основу проект решения;
- выступления по мотивам голосования и принятие проекта решения в целом
3.1.19. По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса "Разное") прения открываются в обязательном порядке.
Решения Думы принимаются по вопросам, включенным в повестку дня.
По вопросам, обсуждаемым в разделе "Разное", решения Думы не принимаются.
3.1.20. На заседании Думы депутат вправе:
а) задавать вопросы докладчику и содокладчику, выступать по мотивам голосования;
б) требовать постановки своих предложений на голосование;
в) настаивать на повторном подсчете голосов, если его в этом поддерживает еще хотя бы один депутат;
г) высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и по кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
д) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчета или информации должностных лиц исполнительных органов городского самоуправления;
е) вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
ж) ставить вопрос о необходимости разработки нового проекта решения Думы;
з) оглашать обращения, имеющие общественное значение (обращения делаются в рамках вопроса повестки дня "Разное");
и) пользоваться другими правами, предоставленными ему действующим законодательством и настоящим Регламентом.
Депутаты Думы вправе распространять в зале заседаний Думы подписанные ими материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня.
Документы и материалы, представленные к распространению в зале заседаний, но не относящиеся к вопросам повестки дня заседания, должны иметь пояснительные записки и быть завизированными мэром города - главой городского самоуправления или заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы.
Пояснительная записка к документу должна содержать информацию о том, кем он вносится.
Депутат обязан зарегистрироваться перед заседанием Думы и участвовать в работе заседания Думы, а также соблюдать настоящий Регламент и требования председательствующего.
3.1.21. Ведет заседание Думы мэр города - глава городского самоуправления, а в его отсутствие - заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы. Председательствующий на заседании Думы:
а) объявляет об открытии и закрытии заседания;
б) ведет заседание Думы в соответствии с утвержденной повесткой дня;
в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента;
г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления заявок и в соответствии с повесткой дня заседания;
д) заслушивает (зачитывает) и ставит на голосование вне очереди предложения депутатов по порядку ведения заседания;
е) ставит на голосование проекты решений, заявлений, обращений Думы, другие вопросы в соответствии с повесткой дня;
ж) фиксирует и оглашает все поступающие в письменном виде предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование;
з) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
и) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки;
к) обеспечивает порядок в зале заседаний;
л) обеспечивает реализацию прав депутатов;
м) проявляет уважительное отношение к депутатам, воздерживается от замечаний, оценок и комментариев по предложениям и выступлениям депутатов;
н) обеспечивает исполнение организационных решений Думы;
о) организует ведение протокола заседания и звукозапись, подписывает протокол заседания.
3.1.22. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании Думы по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 20 минут - для доклада, 10 минут - для содоклада и 5 минут - для заключительного слова.
Выступающим в прениях предоставляется до 5 минут, для повторных выступлений в прениях, а также для выступлений при обсуждении проектов правовых актов - до 3 минут, для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок - до 2 минут. По порядку ведения и мотивам голосования слово может предоставляться вне очереди. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, затем вправе прервать его выступление.
С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов Думы председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления.
Депутат Думы может выступать по одному и тому же вопросу или пункту обсуждаемого документа не более двух раз.
Дума вправе изменить очередность рассмотрения вопросов повестки дня и очередность выступлений по обсуждаемому вопросу.
Право на внеочередное выступление без предварительной записи на заседании Думы имеют Губернатор Саратовской области, Председатель Саратовской областной Думы, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Саратовской области, постоянный представитель Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в Саратовской областной Думе и представительных органах местного самоуправления, мэр города - глава городского самоуправления, заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы, председатели постоянных комиссий и Контрольно-счетной палаты городской Думы, прокурор города.
3.1.23. Никто не вправе выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
Выступающий в Думе не вправе нарушать правила этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей - либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а при повторном нарушении лишает его права выступления в течение всего заседания.
3.1.24. Прения могут быть прекращены по решению Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении и по решению Думы предоставляет им слово.
После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово. Депутаты Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить письменные тексты своих выступлений к протоколу заседания Думы.
3.2. Порядок голосования при принятии решений Думы.
3.2.1. Решения Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
3.2.2. Решения Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иной порядок не предусмотрен Уставом города Саратова и настоящим Регламентом.
По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов, если иной порядок не предусмотрен настоящим Регламентом. К процедурным относятся следующие вопросы:
- о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о предоставлении слова приглашенным на заседание;
- о прекращении прений по вопросу повестки заседания;
- о переходе (возвращении) к вопросам повестки заседания;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии;
- о проведении закрытого заседания;
- о приглашении на заседание лиц, указанных в части второй подпункта 3.1.7. настоящего Регламента;
- о способе проведения голосования;
- о проведении повторного голосования при выявлении технических и процедурных ошибок, допущенных при голосовании;
- об изменении очередности рассмотрения вопросов, выступлений;
- о проведении дополнительной регистрации;
- о пересчете голосов.
Решение по процедурному вопросу может быть принято без голосования, если никто из присутствующих на заседании Думы депутатов не возражает против его принятия. В случае если кто-либо из присутствующих на заседании депутатов возражает против принятия предложенного решения, внесенное предложение ставится председательствующим на голосование в порядке, установленном настоящим Регламентом. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол заседания Думы.
3.2.3. При голосовании по каждому вопросу депутат Думы имеет один голос, подавая его "за" или "против" принятия решения либо воздерживаясь от принятия решения. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Депутат, не принявший участие в голосовании, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
Депутат вправе не принимать участие в голосовании независимо от вида голосования без объяснения мотивов.
3.2.4. При проведении открытого голосования подсчет голосов осуществляет счетная комиссия Думы.
Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов (от установленного числа депутатов Думы, от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании, другим установленным большинством голосов) может быть принято решение.
После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявления по порядку ведения заседания.
По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет о том, принято решение или не принято.
При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание Думы.
3.2.5. По решению депутатов Думы открытое голосование может проводиться путем поименного опроса депутатов.
Поименное голосование по персональному вопросу не проводится.
3.2.6. Тайное голосование проводится по требованию большинства от присутствующих на заседании депутатов Думы. Тайное голосование проводится в обязательном порядке при голосовании по вопросам о доверии (недоверии). Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней.
Агитация в зале для голосования воспрещается.
Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает открытым голосованием счетную комиссию.
Члены счетной комиссии, выдвинутые в состав избираемых органов или на выборные должности, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в счетной комиссии.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря счетной комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов ее членов.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением Думы форме в количестве, соответствующем числу присутствующих на заседании депутатов Думы, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени уничтожаются по акту председателем счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.
3.2.7. Каждому депутату Думы выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или лица, по проекту решения, рассматриваемому на заседании Думы.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам Думы счетной комиссией. При получении бюллетеня депутат расписывается против своей фамилии в списке депутатов Думы.
Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией. Счетная комиссия обязана создать условия депутатам для тайной подачи голосов.
Недействительными при подсчете голосов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
По результатам тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. Доклад счетной комиссии о результатах тайного голосования Дума принимает к сведению. На основании принятого Думой к сведению доклада счетной комиссии о результатах тайного голосования председательствующий объявляет, какое решение принято, а при выборах называет избранные кандидатуры. Результаты тайного голосования оформляются решением Думы.
3.3. Порядок планирования деятельности Думы. План работы Думы.
3.3.1. План работы Думы составляется на полугодие на основе планов постоянных комиссий, предварительно обсуждается Советом Думы и выносится для рассмотрения и утверждения на заседание Думы. Вопрос о плане работы Думы включается в повестку дня последнего заседания каждого полугодия. Правом внесения плана на заседание Думы обладают мэр города - глава городского самоуправления и заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы.
3.3.2. Правом предлагать вопросы в план работы Думы обладают депутаты Думы и администрация города в лице мэра города - главы городского самоуправления, вице-мэра города и других заместителей мэра города.
(дополнен Решением Саратовской городской Думы от 27.04.2000 № 44-451)
3.3.3. В планы работ постоянных комиссий и Думы в первоочередном порядке включаются следующие категории вопросов:
а) вопросы, переходящие из планов работы постоянных комиссий и Думы истекшего периода;
б) вопросы, связанные с необходимостью приведения в установленные сроки решений Думы в соответствие с законодательством Российской Федерации и Саратовской области, иными нормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти, а также государственными должностными лицами;
в) вопросы, связанные со значительным обострением социально - экономической и политической обстановки в городе.
В соответствии с вышеуказанными приоритетами и трудоемкостью подготовки вопросов устанавливаются сроки внесения вопросов на заседание Думы и очередность их рассмотрения.
3.3.4. План работы Думы содержит:
- наименование вопроса (полная и точная формулировка);
- ответственных за внесение вопроса (подразделение, фамилия, инициалы руководителя);
- ответственных за рассмотрение и подготовку вопроса к заседанию (подразделение, фамилия, инициалы руководителя);
- срок рассмотрения вопроса (помесячно).
3.3.5. Изменение наименования вопросов утвержденного плана работы Думы, ответственных за внесение вопросов, ответственных за рассмотрение и подготовку вопроса к заседанию, а также изменение сроков подготовки производится по решению постоянной комиссии.
(в ред. Решения Саратовской городской Думы от 27.04.2000 № 44-451)
3.3.6. Внесенные внеплановые вопросы предварительно рассматриваются Советом Думы, который определяет сроки подготовки (во внеочередном порядке или в план следующего полугодия) и ответственную постоянную комиссию.
(в ред. Решения Саратовской городской Думы от 27.04.2000 № 44-451)
3.3.7. На момент утверждения плана работы Думы не требуется наличие проектов документов по предложенным вопросам.
3.3.8. После утверждения план работы Думы направляется всем ответственным за разработку, внесение и рассмотрение включенных в него вопросов.
3.3.9. Отчет о выполнении плана работы Думы предоставляется Думе мэром города - главой городского самоуправления либо, по его поручению, заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы один раз в полгода одновременно с планом на следующий период.

4. Общий порядок работы постоянных комиссий
и других рабочих органов Думы

4.1. Постоянные комиссии и Контрольно-счетная палата.
4.1.1. Основной формой работы комиссий является заседание. Заседания постоянных комиссий являются, как правило, открытыми. По решению постоянной комиссии могут проводиться закрытые заседания. Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Дату, время, место проведения и повестку дня заседания постоянной комиссии определяет председатель по согласованию с заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы.
4.1.2. Заседание постоянной комиссии Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии.
Решение постоянной комиссии принимается двумя третями голосов депутатов, присутствующих на заседании, и оформляется протоколом.
Заседание проводит председатель постоянной комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя.
Внеочередное заседание постоянной комиссии созывает председатель комиссии по своей инициативе либо по поручению мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, по требованию не менее одной четверти от общего числа членов постоянной комиссии.
О заседании постоянной комиссии ее председатель уведомляет членов комиссии и других участников заседания не позднее чем за 2 дня.
По вопросам, вошедшим в повестку дня заседания постоянной комиссии, ее членам предоставляются необходимые материалы не позднее чем за два дня до заседания.
Другим участникам заседания постоянной комиссии материалы предоставляются по решению председателя комиссии.
Депутат Думы обязан присутствовать на заседании постоянной комиссии, членом которой он является. О невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине депутат Думы заблаговременно информирует председателя постоянной комиссии.
На заседании постоянной комиссии ведется звукозапись и протокол, который подписывается председательствующим на заседании.
Вопросы, рассмотренные на заседании постоянной комиссии в срок менее чем за 6 дней до заседания Думы, на это заседание не выносятся.
4.1.3. Председатель постоянной комиссии, его заместитель имеют право от имени комиссии выступать на заседаниях Думы, заседаниях других постоянных комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемой ими постоянной комиссии.
4.1.4. В заседании постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса мэр города - глава городского самоуправления, заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы, депутаты Думы, не входящие в ее состав, а также работники Контрольно-счетной палаты, отдела правового обеспечения и других структурных подразделений аппарата Думы.
На заседании постоянной комиссии вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, депутаты Саратовской областной Думы, постоянный представитель Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в Саратовской областной Думе и представительных органах местного самоуправления, представители Правительства области, администрации города, а также представители субъектов правотворческой инициативы, проекты правовых актов которых рассматриваются на заседании постоянной комиссии.
По решению председателя постоянной комиссии на заседание комиссии могут быть приглашены должностные лица органов городского самоуправления, эксперты, а также представители заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и средств массовой информации.
4.1.5. План работы постоянной комиссии содержит:
- перечень подлежащих рассмотрению вопросов, в том числе выносимых на заседание Думы;
- ответственных за внесение вопроса (подразделение, фамилия, инициалы руководителя);
- срок рассмотрения (помесячно).
Контрольно-счетная палата разрабатывает план работы согласно Положению о Контрольно-счетной палате.
4.1.6. Председателю постоянной комиссии предоставляется право принятия решения о передаче документов на рассмотрение другой постоянной комиссии и (или) Контрольно-счетной палаты в порядке, предусмотренном подпунктом 5.1.6. настоящего Регламента. Передаваемые документы должны направляться с сопроводительным письмом.
4.1.7. Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Совместное заседание постоянных комиссий проводится по решению мэра города - главы городского самоуправления или заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, или на основании совместного решения председателей соответствующих постоянных комиссий.
Голосование на совместном заседании проводится по комиссиям раздельно. Решение считается принятым, если в каждой из постоянных комиссий за него проголосовало не менее чем две трети присутствующих депутатов - членов комиссии.
4.1.8. Решения, письма, заключения и другие документы постоянной комиссии оформляются на бланке постоянной комиссии. Документы, исходящие от имени постоянной комиссии, подписываются председателем постоянной комиссии или лицом его замещающим в пределах установленной компетенции.
Письма, заключения и другие документы Контрольно-счетной палаты оформляются на бланке Контрольно-счетной палаты. Документы, исходящие от имени Контрольно-счетной палаты подписываются председателем Контрольно-счетной палаты или лицом, его замещающим в пределах установленной компетенции.
4.2. Другие рабочие органы Думы.
4.2.1. Дума вправе создавать временные комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком и (или) конкретным заданием.
Задача временной комиссии, срок ее деятельности, полномочия, персональный состав и ее председатель определяются решением Думы.
Заседания временной комиссии проводятся по мере необходимости, проводит заседания временной комиссии ее председатель.
Порядок работы временная комиссия определяет самостоятельно в соответствии с настоящим Регламентом.
4.2.2. Постоянные комиссии могут создавать рабочие группы, деятельность которых ограничивается определенным сроком и (или) конкретным заданием.
Задача рабочей группы, время ее деятельности, состав, руководитель группы и поручения по представлению необходимых материалов, проектов решений и информации на совещания рабочей группы определяются решением комиссии.
Порядок своей работы рабочая группа определяет самостоятельно.
В рабочую группу могут входить депутаты, сотрудники аппарата, представители администрации города, иных юридических лиц и физические лица для разработки возможных вариантов проектов решений Думы (комиссии).
Сотрудники соответствующей постоянной комиссии по поручению руководителя рабочей группы заблаговременно уведомляют членов рабочей группы о месте и времени проведения совещания и обеспечивают представленными на рассмотрение материалами.
Понятия кворума, требования подачи предложений в письменном виде на совещаниях рабочей группы не применяются. Отсутствующий на совещании член рабочей группы имеет право представить свои предложения письменно. Мнение всех членов рабочей группы в ходе ее работы признаются имеющими равную значимость.
В случае единства мнений членов рабочей группы, принявших участие в ее работе лично или путем подачи письменных предложений, до сведения комиссии доводится общее мнение.
При отсутствии единства мнений члены рабочей группы имеют право предложить протоколирование своего мнения с аргументацией. В этом случае, руководителем рабочей группы на заседании постоянной комиссии докладываются (зачитываются) варианты мнений с аргументацией.
Итоговый протокол совещания подписывается членами рабочей группы, участвовавшими в ее работе.
Комиссия на своем заседании знакомится с протоколом совещания рабочей группы. Имеющиеся варианты решений по предложению депутатов ставятся на голосование.
4.2.3. Постоянные комиссии могут создавать для подготовки рассматриваемых на заседаниях вопросов постоянные подкомиссии из числа депутатов комиссии по основным направлениям своей деятельности. Подкомиссии руководствуются в своей работе Положениями о соответствующих комиссиях.
Постоянные подкомиссии формируются на основе добровольного желания депутатов - членов комиссии работать в их составе. Председатель подкомиссии определяется решением комиссии.

5. Порядок внесения, рассмотрения проектов
правовых актов и принятия решений Думы

5.1. Порядок внесения и рассмотрения проектов правовых актов.
5.1.1. Субъектами правотворческой инициативы являются депутаты Думы, администрация города в лице мэра города - главы городского самоуправления, вице-мэра города и других заместителей мэра города, а также граждане при наличии не менее 500 подписей на вносимом проекте.
(в ред. Решения Саратовской городской Думы от 27.04.2000 № 44-451)
Проекты правовых актов, исходящие от органов городского самоуправления, общественных объединений, граждан, не обладающих правотворческой инициативой, могут быть внесены в Думу субъектами, указанными в части первой настоящего подпункта.
5.1.2. Правотворческая инициатива осуществляется в форме внесения в Думу:
- проектов правовых актов, изменений и дополнений к ним;
- предложений о законодательных инициативах по принятию новых федеральных и областных законов;
- предложений о поправках и пересмотре положений Устава города Саратова.
5.1.3. Необходимым условием внесения проекта правового акта в Думу является представление:
а) текста проекта решения Думы, оформленного в установленном порядке;
б) пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости его принятия, а также прогнозы социально-экономических и иных последствий его принятия, сведения о законах Российской Федерации и Саратовской области, правовых актах органов городского самоуправления, регулирующих предлагаемый проект;
в) перечня правовых актов органов городского самоуправления, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного проекта;
г) письменных заключений профильного, а также других задействованных структурных подразделений администрации города;
д) письменного заключения управления правового обеспечения и координации правоохранительной деятельности администрации города;
е) финансово - экономического обоснования и заключения комитета по финансам (на проекты решений, требующих финансирования из средств городского бюджета).
В представленных материалах указываются инициаторы разработки и внесения проекта правового акта.
Материалы без подписи (анонимные) на рассмотрение Думы не вносятся и не рассматриваются.
5.1.4. Непосредственно в текст внесенного в Думу проекта решения, как правило, включаются следующие положения:
а) ссылка на нормативный правовой акт, на основании которого принимается данное решение;
б) об отмене, изменении и дополнении ранее принятых решений в связи с принятием настоящего решения;
в) в необходимых случаях - рекомендации мэру города (администрации города) привести в соответствие с вновь принятым решением свои постановления и распоряжения или принять новые;
г) о поручениях Думы по обеспечению исполнения принимаемого решения;
д) о сроках и порядке вступления настоящего решения в силу;
е) о возложении ответственности по контролю за исполнением настоящего решения.
Под текстом проекта решения в правой части указывается кем внесен данный проект.
5.1.5. Внесенные в Думу проекты решений подлежат регистрации отделом по организации деятельности городской Думы.
Если форма представленного проекта решения Думы не отвечает требованиям правовых актов Думы и настоящему Регламенту, такой проект решения Думы может быть возвращен заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы субъекту правотворческой инициативы для выполнения установленных требований.
5.1.6. Проект решения, подлежащий рассмотрению Думой, направляется заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы в соответствующую постоянную комиссию, которая становится ответственной по проекту. В случае направления проекта решения Думы в несколько постоянных комиссий заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы определяет постоянную комиссию, ответственную за проект. Материалы, связанные с использованием средств города и управлением и распоряжением муниципальной собственностью, направляются также в Контрольно-счетную палату Думы.
5.1.7. Порядок подготовки и рассмотрения проекта решения Думы определяется ответственной постоянной комиссией Думы самостоятельно.
Если по одному и тому же вопросу имеется более одного проекта решения Думы, они рассматриваются постоянной комиссией одновременно.
5.1.8. К проекту решения, вносимому на заседание постоянной комиссии, должны быть приложены материалы, указанные в подпункте 5.1.3. настоящего Регламента, заключение отдела правового обеспечения Думы и заключение Контрольно-счетной палаты, по вопросам входящим в ее компетенцию.
5.1.9. К проекту решения, вносимому на заседание Думы, прилагаются материалы, определяемые председателем постоянной комиссии.
5.1.10. Проекты правовых актов, вносимые на заседание Думы, должны быть обсуждены не менее чем в одной из постоянных комиссий.
5.2. Порядок принятия решений Думы.
5.2.1. По результатам обсуждения проекта решения Дума может:
- принять проект решения за основу и продолжить на заседании работу над ним, рассматривая поступившие поправки;
- принять проект решения за основу и отправить на доработку в ответственную постоянную комиссию;
- принять проект решения в целом;
- отклонить проект решения.
В случае принятия проекта решения за основу и отправки на доработку Дума может установить сроки подачи поправок к проекту и внесения его на повторное рассмотрение.
Дума может принять решение об участии жителей в обсуждении проекта решения. В этом случае текст проекта подлежит опубликованию.
При внесении более одного проекта по одному и тому же вопросу Дума рассматривает их одновременно и принимает решение, какой из них принять за основу для дальнейшей работы, что означает отклонение других проектов.
5.2.2. Перед принятием Думой проекта за основу обсуждаются его концепция и основные положения. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта и содоклада ответственной постоянной комиссии Думы.
Если разработка проекта была поручена нескольким постоянным комиссиям Думы, и они представили различные его концепции, то заслушиваются также доклады тех постоянных комиссий, которые не согласны с концепцией ответственной постоянной комиссии.
Докладчик от постоянной комиссии определяется ее решением.
При рассмотрении проектов, затрагивающих доходы и расходы бюджета города и муниципальных внебюджетных фондов, заслушивается заключение комитета по финансам администрации города и Контрольно-счетной палаты Думы.
При рассмотрении проектов, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципальной собственности, заслушивается заключение комитета по управлению имуществом администрации города и Контрольно-счетной палаты Думы.
5.2.3. Поправки представляются председательствующему на заседании в письменном виде до голосования. При несоблюдении данного порядка поправки к рассмотрению не принимаются.
5.2.4. Если проект решения принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование проводится по пунктам и (или) частям проекта. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта решения. Когда проведены обсуждение и голосование по всем поправкам, пункты и части проекта решения принимаются в целом с принятыми поправками.
Если предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт, одну и ту же часть проекта решения, то вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть пункта решения при голосовании в целом отклоняются, то соответствующий пункт, часть исключаются из проекта решения. При исключении одного или нескольких пунктов, одной или нескольких частей из проекта решения Дума может снять проект с обсуждения и направить его на доработку в постоянную комиссию, внесшую его на рассмотрение Думы.
После принятия в целом всех пунктов, частей проекта проводится голосование по принятию решения в целом.
В случае отсутствия поправок к проекту решения сразу после принятия за основу может проводиться голосование о принятии проекта решения в целом.
5.2.5. Поправки к проекту, принятому за основу и отправленному на доработку, передаются в соответствующую постоянную комиссию Думы. Все поправки к проекту представляются в письменном виде и должны быть подписаны инициаторами их принятия, а также содержать редакцию пунктов, частей или проекта в целом либо предложения об исключении конкретных пунктов, частей проекта.
5.2.6. Ответственная постоянная комиссия Думы изучает и обобщает поправки. Комиссия вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, а также нормативным правовым актам органов городского самоуправления. В случае признания комиссией поправок противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, а также нормативным правовым актам органов городского самоуправления комиссия сообщает об этом авторам поправок. Лица, внесшие поправки, вправе уточнять их в ходе обсуждения в постоянной комиссии.
5.2.7. При повторном рассмотрении на заседании Думы проекта решения, отправленного на доработку, с докладом выступает представитель ответственной постоянной комиссии Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта в постоянной комиссии, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем, при необходимости, выступают представители инициатора проекта, администрации города. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатов против поправок, включенных ответственной постоянной комиссией в проект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении поправок.
5.2.8. Принятые на заседании Думы решения дорабатываются инициатором и (или) субъектом правотворческой инициативы в трехдневный срок путем внесения поправок, предложенных и принятых депутатами.
Текст принятого решения переносится на общий бланк Думы с отменой записи "проект", а запись по внесению на обсуждение заменяется подписью мэра города - главы городского самоуправления.
Решения Думы оформляются ответственной постоянной комиссией в соответствии с Инструкцией по работе с документами в Думе.
5.2.9. Текст принятого Думой решения в десятидневный срок после его подписания рассылается Губернатору Саратовской области, Председателю Саратовской областной Думы, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Саратовской области, постоянному представителю Губернатора Саратовской области и Правительства Саратовской области в Саратовской областной Думе и представительных органах местного самоуправления, администрации города Саратова, прокурору города, средствам массовой информации и другим заинтересованным лицам и организациям по списку, составленному председателем постоянной комиссии или другим субъектом правотворческой инициативы.
5.2.10. Решение Думы вступает в силу со дня опубликования его в средствах массовой информации, если в самом решении не оговорено иное (со дня принятия или срока, указанного в самом решении).
5.2.11. На время заседания Думы для учета, доработки, изучения поступающих предложений и замечаний по проектам рассматриваемых документов из числа депутатов может создаваться согласительная комиссия. К своей работе согласительная комиссия может привлекать консультантов и экспертов.
Согласительная комиссия при доработке проекта решения рассматривает все предложения и замечания депутатов, включает их в проект решения или отклоняет их с обязательным обоснованием причин отклонения.
Результаты своей работы согласительная комиссия представляет на рассмотрение Думы.
При незначительном числе замечаний и предложений согласительная комиссия может внести предложение принять проект решения за основу. При большом количестве замечаний согласительная комиссия может предложить отправить проект решения на доработку.

6. Порядок осуществления контроля

6.1. Общие положения.
6.1.1. Основными объектами контроля Думы являются:
- деятельность администрации города, ее структурных подразделений и должностных лиц;
- деятельность Думы, ее структурных подразделений и должностных лиц (внутренний контроль);
- исполнение решений Думы.
6.1.2. Контрольные функции в пределах своих полномочий осуществляются Думой - депутатами, органами и аппаратом Думы в процессе:
- заседаний Думы;
- подготовки проектов решений;
- заседаний постоянных, временных комиссий и рабочих групп;
- участия в совещаниях, конференциях, семинарах, депутатских слушаниях;
- работы Контрольно-счетной палаты Думы;
- работы с избирателями;
- обращений с депутатскими запросами.
6.1.3. Порядок рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета города, рассмотрения и утверждения отчета о его исполнении устанавливается Думой в Положении о бюджетном процессе.
Порядок рассмотрения, утверждения, исполнения смет муниципальных внебюджетных фондов, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении устанавливается Думой в Положениях о соответствующих фондах.
6.2. Материалы, рассматриваемые Думой в процессе контроля.
6.2.1. Материалы, рассматриваемые при контроле за деятельностью администрации города, ее структурных подразделений и должностных лиц:
- решения Думы;
- правовые акты, издаваемые мэром города;
- информация об исполнении решений Думы администрацией;
- информация о деятельности структурных подразделений администрации города и ее должностных лиц.
6.2.2. Материалы, рассматриваемые при контроле за деятельностью Думы, ее структурных подразделений и должностных лиц:
- решения Думы;
- распоряжения мэра города - главы городского самоуправления и заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы;
- информация об исполнении решений Думы и распоряжений должностных лиц, предоставляемая постоянными и временными комиссиями, должностными лицами, рабочими группами депутатов, депутатами.
6.2.3. Материалы, рассматриваемые при контроле за исполнением решений Думы:
- решения Думы;
- материалы, предоставленные администрацией города;
- материалы, полученные от населения, предприятий, учреждений и организаций;
- материалы проверок контрольных органов;
- материалы совещаний, конференций, семинаров;
- проекты решений Думы.
6.3. Процедура осуществления контроля.
6.3.1. Контроль за деятельностью администрации, ее структурных подразделений и должностных лиц осуществляется в форме:
- запросов (по мере необходимости);
- заслушивания информации о работе структурных подразделений администрации (один раз в полугодие);
- отчетов структурных подразделений администрации города о своей работе (ежегодно).
Информация и отчеты о работе структурных подразделений администрации заслушиваются на заседаниях соответствующих по направлению деятельности постоянных комиссий и Думы. Постоянная комиссия и Дума имеют право заслушать внеочередную информацию или отчет.
6.3.2. Контроль за деятельностью Думы, ее структурных подразделений и должностных лиц осуществляется в форме:
- заслушивания информации о выполнении плана работы постоянных комиссий и Думы (один раз в полугодие);
- отчетов Контрольно-счетной палаты о результатах контрольной деятельности (ежегодно);
- отчетов мэра города - главы городского самоуправления или заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы о работе Думы и расходовании средств на ее содержание (ежегодно).
Информация и отчеты о выполнении плана работы Думы заслушиваются на заседаниях Думы. Дума имеет право заслушать внеочередную информацию или отчет по предложению мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы или на основании решения одной из постоянных комиссий.
6.3.3. Комиссия или депутат, на которых возложен контроль, обязаны своевременно сообщать о ходе выполнения решения.
Контроль за исполнением решений Думы осуществляется в форме:
- заслушивания информации о ходе исполнения решения Думы (по мере необходимости, но не реже одного раза в год);
- отчет ответственных исполнителей об исполнении решения Думы (по истечении срока его действия).
Информация и отчеты об исполнении решений Думы заслушиваются на заседаниях постоянных комиссий, контролирующих исполнение, с последующим доведением до сведения депутатов результатов контроля на заседании Думы.
Целью контроля является выявление полноты и степени эффективности реализации положений документа, причин, затрудняющих их исполнение, определение должностных лиц (органов), препятствующих исполнению, принятие мер по привлечению их к ответственности, а также, при необходимости, обеспечение исполнения положений документа в судебном порядке.
В пункте решения Думы, содержащем конкретное поручение, указывается исполнитель (один или несколько) или структурное подразделение Думы и, как правило, срок исполнения.
6.3.4. После заслушивания сообщения об исполнении своего решения Дума вправе:
- снять решение с контроля как выполненное;
- снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
- продлить контрольные полномочия;
- возложить контрольные полномочия на иное должностное лицо либо другую постоянную комиссию Думы;
- отменить решение;
- изменить решение или дополнить его;
- принять дополнительное решение.

7. Иные формы деятельности Думы

7.1. Совет Думы.
7.1.1. Для обсуждения текущих вопросов работы депутатов и Думы образуется Совет Думы, в который входят мэр города - глава городского самоуправления, заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы, председатели постоянных комиссий, председатель Контрольно-счетной палаты.
Руководит работой Совета мэр города - глава городского самоуправления или по его поручению - заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы.
Заседание Совета Думы проводится, как правило, один раз в неделю.
Решения Совета носят рекомендательный характер.
7.2. Мероприятия в Думе.
7.2.1. Для рассмотрения вопросов, требующих широкого гражданского участия, Думой, мэром города - главой городского самоуправления, заместителем главы городского самоуправления - секретарем городской Думы или по их поручению постоянной комиссией могут проводиться депутатские слушания.
7.2.2. Информация о теме депутатских слушаний и месте их проведения доводится до сведения депутатов, заинтересованных лиц не позднее чем за 15 дней до начала слушаний через средства массовой информации.
7.2.3. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
7.2.4. Депутатские слушания ведет мэр города - глава городского самоуправления, заместитель главы городского самоуправления - секретарь городской Думы или председатель постоянной комиссии. Председательствующий предоставляет слово депутатам Думы и приглашенным, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
7.2.5. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово для доклада и содоклада, и открываются прения по обсуждаемому вопросу. Время для основного доклада и содоклада отводится в пределах 15 минут, для всех остальных выступлений - до 5 минут каждое.
7.2.6. Депутатские слушания могут заканчиваться принятием резолюций по обсуждаемым вопросам, которые принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на слушаниях.
7.2.7. На депутатских слушаниях ведется протокол и аудиозапись. Протокол подписывает председательствующий. Резолюции по депутатским слушаниям могут публиковаться в средствах массовой информации.
7.2.8. По инициативе мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, постоянных комиссий или депутатов Думы могут проводиться совещания, конференции, "круглые столы", семинары, пресс - конференции и другие мероприятия, связанные с деятельностью Думы.
По инициативе мэра города - главы городского самоуправления, заместителя главы городского самоуправления - секретаря городской Думы, постоянных комиссий раз в месяц может проводиться встреча депутатов Думы с должностными лицами исполнительных органов городского самоуправления для ответов на вопросы депутатов. При этом приглашается, как правило, 2-3 должностных лица. Прения по ответам на устные вопросы не проводятся.

8. Заключительные положения

8.1. Регламент Думы, изменения и дополнения к нему принимаются двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы и оформляются решением Думы. Регламент вступает в силу со дня его принятия.
8.2. Предложения об изменении и дополнении Регламента Думы, внесенные постоянными комиссиями Думы или не менее одной третьей от установленного числа депутатов Думы, рассматриваются Думой в первоочередном порядке.
8.3. Разъяснение положений Регламента и контроль за его соблюдением осуществляет регламентная группа Думы, избираемая из числа депутатов в составе трех человек, которая в своей деятельности руководствуется Положением о регламентной группе, утверждаемым Думой.
Разъяснения регламентной группой даются на заседании Думы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru