Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Саратовской области от 28.07.2000 № 47-ЗСО
(ред. от 25.11.2002)
"О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Саратовской областной Думой 19.07.2000)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Саратовские вести по понедельникам", № 29 (29), 14.08.2000



Утратил силу в связи с принятием Закона Саратовской области от 01.02.2005 № 2-ЗСО, вступающего в силу со дня его официального опубликования.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО, вступили в силу со дня его официального опубликования.



28 июля 2000 года № 47-ЗСО

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Саратовской областной Думой
19 июля 2000 года

(в ред. Законов Саратовской области
от 29.07.2002 № 89-ЗСО, от 25.11.2002 № 112-ЗСО)

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере водопользования, направлен на создание благоприятных условий для проживания и здоровья населения области, обеспечение рационального использования и охраны водных ресурсов.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Безопасность питьевого водоснабжения - комплекс организационно - технических мероприятий, направленных на обеспечение подачи питьевой воды в условиях мирного времени и чрезвычайных ситуаций.
Водное хозяйство - комплекс природохозяйственных, организационно-технических систем и сооружений водных и водохозяйственных объектов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства области в воде, обеспечивающих защиту от вредного воздействия вод, охрану и восстановление водных экосистем.
Водоотведение - деятельность физических и юридических лиц, связанная с приемом (сбросом), отведением, очисткой сточных вод.
Водоохранная зона - территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водного объекта, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира.
Водопользование - деятельность физических и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов.
Водопользователь - физическое или юридическое лицо, которому предоставлен в пользование водный объект. В отношении подземных водных объектов водопользователь одновременно является недропользователем.
Водопотребление - деятельность физических и юридических лиц, связанная с получением воды от водопользователей.
Зона санитарной охраны - территория, акватория, включающая источник водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водопроводы, состоящая из трех поясов, на которых устанавливается особый санитарно-гигиенический режим хозяйственной деятельности и охраны вод от загрязнения и засорения.
Источник питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения - водный объект (или его часть), отвечающий установленным требованиям и использующийся для забора воды.
Локальная система водоснабжения - устройства и сооружения для забора и обработки воды с подачей (без подачи) ее к месту использования, находящиеся в пользовании физических я юридических лиц (для отдельного дома, фермерского хозяйства, дачного участка, предприятия, учреждения или иного отдельного объекта).
Нецентрализованная система водоснабжения - устройства или сооружения (каптаж родника, скважина, водоочистная установка и другие) для забора и (или) подготовки высококачественной воды без подачи ее к местам общего пользования физическими и (или) юридическими лицами.
Питьевая вода - вода по своему качеству в естественном состоянии или после ее обработки, отвечающая нормативным требованиям, предназначенная для питьевых нужд человека, обработки и приготовления пищи и пищевых продуктов, для личной гигиены или в аналогичных целях.
Питьевая вода улучшенного качества - вода, отвечающая специальным нормативным требованиям.
Питьевое водоснабжение - деятельность физических и юридических лиц, направленная на обеспечение потребностей населения в питьевой воде.
Промышленное водоснабжение - производственное водоснабжение промышленных предприятий, используемое в технологическом процессе.
Сельскохозяйственное водоснабжение - производственное водоснабжение сельскохозяйственных предприятий, включающее водоснабжение для целей мелиорации земель.
Хозяйственно-бытовое водоснабжение - деятельность физических, и юридических лиц, направленная на обеспечение водой хозяйственных и бытовых нужд населения.
Централизованная система водоснабжения - комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения воды, ее подачи к местам общего пользования физическими и (или) юридическими лицами.

Статья 2. Основные принципы правового
регулирования водных отношений

Правовое регулирование водных отношений в области осуществляется на принципах:
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО.
государственного контроля и регулирования вопросов питьевого водоснабжения, водопользования и водопотребления;
учета и платности водопользования;
устойчивого и сбалансированного развития экономики и улучшения состояния природных водных объектов;
применения административных и экономических санкций за загрязнение водоисточников, поощрения и стимулирования деятельности по сохранению и восстановлению источников питьевого водоснабжения, по подготовке качественной питьевой воды, по использованию безотходных технологий, эффективной очистке сточных вод;
доступности информации о состоянии водных объектов и качестве питьевой воды для населения области, участия общественности и организаций в процессе принятия решений по вопросам питьевого водоснабжения и водохозяйственного строительства.

Статья 3. Цели водного законодательства области

Целями водного законодательства области является правовое регулирование:
государственного управления использованием водных объектов, управления водохозяйственной деятельностью;
питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и водоотведения, защиты от вредного воздействия вед, удовлетворения потребности в воде промышленности и сельского хозяйства, рыборазведения, гидроэнергетики;
хозяйственно-экономической деятельности в сфере водопользования, водопотребления, водоотведения;
предоставления государственных, гарантий удовлетворения потребностей населения в воде, надежного и безопасного питьевого водоснабжения;
процессом возобновляемости водных ресурсов;
инновационным и инвестиционным процессами.

Статья 4. Полномочия областной Думы в сфере
регулирования водных отношений

К полномочиям областной Думы в сфере регулирования водных отношений относятся:
принятие законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих водные отношения на территории области;
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО.
утверждение ставок платы за пользование водными объектами;
установление льгот по взиманию платы за водопользование и водопотребление в части платежей в областной бюджет;
утверждение порядка порядка пользования участками недр местного значения;
(в ред. Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО)
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 5. Полномочия Правительства, области в сфере
регулирования водных отношений

К полномочиям Правительства области в сфере регулирования водных отношений относятся:
утверждение перечня водных объектов, отнесенных к государственной собственности области, размеров и границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режима их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(абзац введен Законом Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО)
обеспечение состояния защищенности водных экосистем, устранение вредного воздействия вод на территории области, экологически безопасного функционирования водохозяйственных сооружений государственной собственности области;
восстановление и охрана водных объектов государственной собственности области, определение приоритетности использования водных объектов;
решение проблемы обеспечения водными ресурсами каждого населенного пункта, включая поиск и разведку подземных водных объектов, средства доставки и аккумуляции воды (групповых межрайонных водоводов, межрайонных оросительно-обводнительных каналов, водохранилищ комплексного назначения);
контроль за соблюдением действующих нормативных правовых актов области;
организация производства оборудования и материалов для нужд водного хозяйства на промышленных предприятиях области, включая установки контейнерного типа;
участие в разработке и реализации схем комплексного использовать и охраны водных ресурсов на территории области;
проведение областной водохозяйственной политики, организация научно-технических разработок по водному хозяйству, использование научно-технического потенциала предприятий области для решения водохозяйственных проблем;
объявление водных объектов или их частей, расположенных на территории области, зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия;
разработка, утверждение и реализация областных программ восстановления, рационального использования и охрани водных ресурсов, питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения, защиты от вредного воздействия вод промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения, гидромелиорации земель;
государственное управление водохозяйственными объектами, восстановлением, использованием, охраной водных объектов, относящихся к государственной собственности области;
внесение на утверждение в областную Думу тарифных ставок оплаты за пользование водными объектами в зависимости от вида пользования, состояния водных объектов, местных условий водообеспеченности, по категориям плательщиков в пределах, установленных федеральным законодательством;
осуществление эффективной неновой и тарифной политики в водоснабжении и водоотведении, исходя из качества воды, объемов потребления и водоотведения, фактических затрат на водоподготовку, транспортировку воды;
финансовое обеспечение функционирования водных и водохозяйственных объектов государственной собственности области;
целевое использование средств областного бюджета, выделяемых по водным ресурсам на финансирование восстановления и охраны водных объектов;
(в ред. Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО)
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 29.07.2002 № 89-ЗСО.
установление лимитов водопользования по водным объектам, находящимся в государственной собственности области;
государственный контроль за геологическим изучением и разведкой подземных водных объектов, за рациональным использованием и охраной водных ресурсов области;
проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов на территории области;
установление режимов наполнения и сброса воды в водохранилищах, пропуска паводковых вод на водных объектах, находящихся в государственной собственности области;
определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в государственной собственности области, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;
осуществление функции заказчика водохозяйственных работ, выполняемых за счет средств областного бюджета;
предотвращение загрязнения бассейна поверхностных и подземных водных объектов, находящихся на территории области;
абзац исключен. - Закон Саратовской области от 25.11.2002 № 112-ЗСО.
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере водного хозяйства

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере водного хозяйства относятся:
обеспечение населения муниципального образования питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением и водоотведением, питьевой водой улучшенного качества;
владение, пользование и распоряжение водными и водохозяйственными объектами, находящимися и муниципальной собственности;
разработка, утверждение, финансирование и реализация муниципальных программ по организации, содержанию я развитию систем водоснабжения, водоотведения, контролю качества воды;
участие в разработке областных программ восстановления, рационального пользования и охраны водных объектов, финансовое обеспечение функционирования муниципальных водных объектов;
формирование целевого муниципального водохозяйственного фонда развития и эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, создание резервного фонда для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
установление лимитов водопользования по водным объектам, относящимся к муниципальной собственности;
осуществление функций заказчика водохозяйственных работ, выполняемых за счет местного бюджета;
выделение или отчуждение земель, находящихся в муниципальной собственности, для водохозяйственных целей в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение физических и юридических лиц своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой воды и ее соответствия нормативным требованиям;
предотвращение загрязнения поверхностного и подземного водного бассейна территории муниципального образования;
участия населения в обсуждении программ по водоотведению сточных, вод, осуществление общественного контроля за рациональным использованием и охраной водных ресурсов;
иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 7. Права и обязанности жителей области
в сфере водных отношений

Жители области имеют право на получение питьевой воды нормативного качества, достоверную информацию о качественном составе как природной, так и получаемой от водопользователя воды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью в результате нарушения водопользователями водного законодательства.
Физические и юридические лица имеют право пользования водными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общее водопользование может осуществляться физическими и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование в местах и порядке, установленных органами местного самоуправления в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
Физические и юридические лица обязаны соблюдать действующие нормы и правила водопотребления, водоотведения, водопользования, соблюдать правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации.
Водопользователи - юридические лица должны иметь лицензию (разрешение) на специальное пользование государственными водными объектами.
Водопользователи - физические лица вправе свободно использовать водные объекты для удовлетворения собственных нужд, не связанных с извлечением прибыли, одиночные скважины или колодцы с применениями бытовых насосов при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения при осуществлении предпринимательской деятельности - только после получения лицензии на водопользование и (или) недропользование.
Физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения, обязаны выполнять все технологические условии для подачи потребителям питьевой воды, отвечающей нормативным требованиям по всем показателям, обеспечивать установленный режим подачи питьевой воды.
Собственники, а также физические и юридические лица, эксплуатирующие водные и водохозяйственные объекты для питьевого водоснабжения населения, обязаны осуществлять контроль качества питьевой воды и своевременно информировать потребителей о результатах контроля.
Водопотребители централизованных систем питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения имеют право потребления воды на основании договоров, заключаемых ими с водопользователем.
Физические лица (потребители питьевой воды) имеют право на обеспечение питьевой водой ид централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения в первоочередном порядке, за исключением использования ими питьевой воды на полив и иные нужды, не связанные с жизнеобеспечением.
При водопользовании поверхностными водными объектами должны быть учтены требования по сохранению и воспроизводству биологических ресурсов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Водопользователи обязаны вести мониторинг водных и водохозяйственных объектов в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области.
Для отдельных категорий потребителей устанавливаются льготы по подключению к водопроводам, пользованию и оплате за обеспечение водой в соответствии с перечнем, устанавливаемым федеральным законодательством, законодательством области и решениями органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Льготы, устанавливаемые на уровне области или муниципального образования, могут предоставляться только при наличии предусмотренных для этих целей средств в бюджете соответствующего уровня.
Объединения водопотребителей и отдельные водопотребители обязаны устранять сверхнормативные потери питьевой воды, обеспечивать реализацию мероприятий по экономии питьевой воды.

Статья 8. Международное сотрудничество

Органы государственной власти области осуществляют международное научно-техническое и экономическое сотрудничество с целью совершенствования и развития водного хозяйства области.
При международном сотрудничестве должны быть обеспечены:
защита интересов области в сфере использования и охраны трансграничных (пограничных) рек на основе соглашении и договоров;
привлечение инвестиций в развитие водного хозяйства области, в том числе путем создания хозяйственных обществ и товариществ с участием иностранного капитала;
получение передовых технологий и новой техники очистки и обработки вод, средств контроля качества питьевой воды;
выполнение обязательств области, вытекающих из международных конвенций и договоров.
Действия по регулированию стока, предотвращению наводнений и других вредных воздействий вод, использованию и охране водных, биологических ресурсов трансграничных (пограничных) водных объектов должны быть согласованы с соответствующими органами сопредельных государств.

Раздел II. ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 9. Водные объекты области

К водным объектам области относятся поверхностные и подземные водные объекты или их части, расположенные на ее территории и являющиеся государственной собственностью области.
Поверхностные и подземные водные объекты, используемые для питьевого водоснабжения, относятся к особо важным объектам жизнеобеспечения.

Статья 10. Водохозяйственные объекты

Водохозяйственные объекты предназначены для пользования природными водами в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения, промышленного, сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения, гидромелиорации, рыборазведения, рекреации, гидроэнергетики, защиты от вредного воздействия вод, пожарной безопасности.
Водохозяйственные объекты включают гидротехнические сооружения, сооружения для аккумуляции воды, водозабора, очистки воды, транспортировки и распределения воды, сброса сточных вод, защиты от вредного воздействия вод.
Централизованные и нецентрализованные системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются водохозяйственными объектами, относящимися к особо важным объектам жизнеобеспечения населения области. Работы по восстановлению, реконструкции, новому строительству этих объектов к их финансирование относятся к первоочередным и приоритетным.

Статья 11. Собственность на водные и
водохозяйственные объекты

Водные объекты на территории области являются государственной собственностью области (кроме обособленных водных объектов).
Отнесение водных и водохозяйственных объектов к объектам государственной собственности области осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Обособленные водные объекты, полностью расположенные в границах муниципального образования, предназначенные для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут находиться в муниципальной собственности.
Обособленные водные объекты могут находиться в частной собственности физических и юридических лиц и участвовать в гражданском обороте только вместе с земельными участками, на которых они расположены, в соответствии с действующим законодательством.
Решение по отнесению водного объекта к категории обособленного на территории области принимают в установленном порядке территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере управления использованием и охраной водного фонда и областной орган управления использованием и охраной водного фонда.
Режим использования систем питьевого водоснабжения, которые находятся в государственной собственности области или в собственности муниципальных образовании, устанавливается соответственно Правительством области и органами местного самоуправления.

Статья 12. Государственное управление
водным хозяйством области

Государственное управление водным хозяйством области осуществляется органами исполнительной власти области, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему управления водным хозяйством области.
Управление водным хозяйством области осуществляется на основе разделения функции управления водными ресурсами области и функций управления водохозяйственными объектами.
Органами управления водным хозяйством области являются областной орган управления использованием и охраной водного фонда и органы управления водохозяйственными объектами.
Водохозяйственные балансы составляются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере управления использованием и охраной водного фонда. Расходная часть водохозяйственного баланса (объем водопотребления) подлежит согласованию с областным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере управления использованием и охраной водного фонда при участии областного органа управления использованием и охраной водного фонда.
Развитие и совершенствование водохозяйственного комплекса осуществляется на основании утверждаемых областных целевых программ.
Государственный мониторинг на территории области осуществляют территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и областным органом управления использованием и охраной водного фонда, которые обеспечивают наблюдение, сбор, контроль, обработку, обобщение, накопление, хранение, распространение информации, ведение областного банка данных водных объектов. По водным объектам, относящимся к государственной собственности области, используемым для нужд области, мониторинг ведется по представлению областного органа управления использованием и охраной водного фонда за счет средств областного бюджета и областного экологического фонда.
Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, находящихся на территории области, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Государственный контроль за рациональным водопользованием и охраной водных объектов на территории области осуществляется федеральными уполномоченными органами контроля и областным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Согласование действий государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, водохозяйственных научно-исследовательских организаций, проектных, строительных и эксплуатационных предприятий осуществляется через координирующий орган, создаваемый при Правительстве области.

Статья 13. Экономический механизм развития
водного хозяйства

Вода является стратегическим продуктом, непосредственно связанным с общественной безопасностью и здоровьем населения.
Специальное водопользование в области является платным, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации. Плата пользование водными объектами является основой финансирования восстановления и охраны водных объектов области.
Деятельность физических и юридических лиц по воспроизводству и охране водных ресурсов, улучшению качества питьевого водоснабжения, инвестированию водохозяйственного комплекса поддерживается и стимулируется органами государственной власти области.
Государственные дотации выделяются на водообеспечение орошаемого земледелия, межбассейновую переброску водных ресурсов, централизованное водоснабжение сельского населения и водохозяйственную деятельность, носящую инфраструктурный характер (предотвращение и ликвидация последствий паводков и наводнений, изучение водных объектов, водопонижение с целью предотвращения подтопления и сохранения ландшафтов, охрана заповедных водных объектов).
Источниками финансирования развития водного хозяйства являются:
средства соответствующих бюджетов;
средства юридических и физических лиц;
иные средства в соответствии с действующим законодательством.
Для целевого финансирования работ по восстановлению и охране водных объектов, развитию систем водоснабжения в установленном порядке создаются областные и местные бюджетные фонды.
Государственные инвестиции предоставляются для государственной поддержки инвестиционных проектов:
обеспечения питьевой водой улучшенного качества детских, медицинских (лечебных) и учебных учреждений;
обеспечения населения области лечебными минеральными водами;
организации производства оборудования, материалов по очистке и подготовке воды питьевого качества;
организации производства оборудования для дезинфекции объектов водоснабжения и обеззараживания питьевой воды;
поиска, разведки и освоения месторождений пресных подземных вод, защищенных от внешнего воздействия, для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в экстремальных условиях (в том числе резервных источников питьевого водоснабжения).
На территории области услуги водоснабжения и водоотведения являются платными и оказываются по утвержденным тарифам в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Экономическое стимулирование
экологически безопасного водопользования

Водопользователям, осуществляющим экологически безопасное водопользование, в соответствии с действующими нормами и правилами могут предоставляться льготы по оплате за пользование водными объектами в части платежей в областной бюджет. Критериями экологически безопасного водопользования являются:
объем сэкономленной воды, стоимость ликвидируемого ущерба в результате проведения водоохранных мероприятий, социальный эффект, объем водоотведения, количество основных загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты до и после осуществления водосберегающего или водоохранного мероприятия, применение безотходных технологий, водооборотных систем.
Осуществляется дифференциация ставок платы за пользование водным объектом в зависимости от экологического статуса водного объекта, степени экологической опасности водопользования и соответствия предприятия требованиям водосбережения в пределах, определяемых Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами".
Организациям и предприятиям, деятельность которых связана с разработкой и изготовлением оборудования, материалов и химических веществ, используемых в системах питьевого водоснабжения, могут предоставляться льготные кредиты и налоговые льготы на развитие производства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Оборудование, материалы и реагенты, используемые водохозяйственными предприятиями, осуществляющими эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения городов и иных поселений, включаются в номенклатуру продукции для государственных нужд.

Статья 15. Правовые гарантии и защита
инвестиций в водное хозяйство

Инвестиции, направленные на развитие водохозяйственного комплекса, обеспечивают государственные нужды и защищены государством, Правовые гарантии инвестиций в развитие водного хозяйства определяются Законами области: "О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области", "О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области".

Раздел III. ПИТЬЕВОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЕ
ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Статья 16. Централизованные, нецентрализованные
и локальные системы водоснабжения

Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения относится к наиболее важным государственным задачам, от решения которых зависит здоровье и благополучие всего населения области.
Централизованные системы водоснабжения являются основными в обеспечении установленного режима подачи питьевой и хозяйственно-бытовой воды физическим и юридическим лицам на территории области.
Собственники или другие пользователи централизованных, нецентрализованных и локальных систем водоснабжения осуществляют эксплуатацию систем самостоятельно либо на основе договоров.
Организации водоснабжения, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, обязаны выполнять все технологические условия подачи воды потребителям, отвечающей требованиям государственного стандарта качества, требованиям санитарных норм и правил по всем показателям, а также осуществлять с этой целью предусмотренный производственный и технологический контроль качества воды.
Нецентрализованные системы водоснабжения применяются в малых населенных пунктах или параллельно с централизованными системами для водоснабжения населения питьевой водой улучшенного качества, для повышения надежности водоснабжения в аварийных ситуациях и гарантированного питьевого водоснабжения.
Собственники нецентрализованных и локальных систем водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, обязаны поддерживать системы в состоянии, обеспечивающем получение воды нормативного качества, а также осуществлять контроль качества воды.
Собственники систем централизованного водоснабжения либо лица, эксплуатирующие их, обязаны принимать меры по ликвидации сверхнормативных потерь воды, организации раздельных систем питьевого, хозяйственно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения.
Организации водопотребителей и отдельные водопотребители принимают меры по снижению потерь воды внутридомовых систем, устанавливают приборы учета расхода воды.
Органы местного самоуправления реализуют программные мероприятия по общественным централизованным и нецентрализованным системам отведения хозяйственно-бытовых сточных вод на территории муниципальных образований в соответствии с генеральными планами развития населенных пунктов.
Правительство области реализует программные мероприятия по организации производства необходимого оборудования, конструкций и материалов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водоотведения на промышленных предприятиях области.
В планы социально-экономического развития области включаются мероприятия по питьевому водоснабжению детских, медицинских и учебных заведений, предприятий пищевой промышленности и объектов общественного питания.

Статья 17. Безопасность питьевого водоснабжения

Безопасность питьевого водоснабжения обеспечивается выполнением организационно-технических мероприятий по повышению технологической надежности систем питьевого водоснабжения.
Пресные подземные воды имеют приоритетное значение в питьевом водоснабжении населения области.
Правительство области и органы местного самоуправления:
поэтапно проводят политику снижения и ликвидации загрязнения водосборной площади на территории области, влияющего на состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения;
способствуют реализации программ очистки сточных вод и технологических процессов водоочистки;
организуют комплекс водохозяйственных программных мероприятий по обустройству водоохранных зон, выносу за их пределы и ликвидации очагов загрязнения водных объектов - источников питьевого водоснабжения.
Органы управления водным хозяйством области и органы местного самоуправления с целью снижения и поэтапной ликвидации негативного техногенного и антропогенного воздействия на поверхностные и подземные водные объекты проводят инвентаризацию источников загрязнения поверхностных и подземных вод, водоохранных зон. В областные целевые программы включаются мероприятия поэтапного снижения и ликвидации причин загрязнения бассейна водных объектов.
Органы местного самоуправления, владельцы централизованных, нецентрализованных и локальных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения принимают меры по защите воды от загрязнения путем устройства водоохранных зон, зон санитарной охраны водопроводных сооружений, содержанию в надлежащем состоянии транспортных средств, водопроводных сооружений и разводящих систем.
Зоны санитарной охраны и водоохранные зоны устанавливаются на всех источниках для централизованных, нецентрализованных и локальных систем питьевого водоснабжения независимо от форм собственности.
Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение режима в зонах санитарной охраны осуществляется собственником и эксплуатирующей организацией сооружений водопровода, а также лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории зон санитарной охраны.
Надзор за выполнением комплекса мероприятий и соблюдением режима в зонах санитарной охраны и водоохранных зонах осуществляется органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, восстановления, использования и охраны природных ресурсов.

Статья 18. Источники питьевого водоснабжения

Использование в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения защищенных от загрязнения подземных вод, подрусловых вод, систем искусственного пополнения запасов подземных вод, подземных вод, не имеющих непрерывных водонепроницаемых слоев, а также поверхностных вод - при исчерпании ресурсов подземных вод, является приоритетным и осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
Если использование водных объектов выбывает ухудшение качества или истощение источников водоснабжения, водопользование, не связанное с питьевым водоснабжением, ограничивается либо запрещается.
С целью ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий чрезвычайных ситуаций на территории области на базе защищенных от загрязнения подземных вод создаются резервные источники питьевого водоснабжения.

Статья 19. Государственные гарантии
обеспечения питьевой водой

Каждому человеку на территории области гарантируется обеспечение питьевой водой в соответствии с нормативами качества и нормами водопотребления.
Гарантии прав граждан на получение питьевой воды (в том числе бесплатно) в общественных местах, а также на транспортных средствах обеспечиваются собственниками данных объектов.
На питьевую воду, реализуемую для потребления в бутылях, пакетах или других емкостях, технические средства для очистки, обеззараживания и кондиционирования независимо от уровня и объема использования должны быть гигиенические сертификаты и сертификаты соответствия.
На все материалы, реагенты, оборудование, используемое в системах питьевого водоснабжения, должно быть разрешение органов государственного санитарно-эпидемического надзора Российской Федерации.
Сертификация в области питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, определенном федеральным законодательством.

Статья 20. Гарантии обеспечения питьевой водой
при нарушении функционирования систем
питьевого водоснабжения

В случаях нарушения режима подачи питьевой воды и при несоответствии ее качества гигиеническим нормативам органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению потребителей питьевой водой за счет использования альтернативных водоисточников (родников, колодцев), бытовых устройств для очистки воды, поставки питьевой воды в емкостях, а также бутылированной питьевой воды.

Статья 21. Гарантии обеспечения питьевой водой
при чрезвычайных ситуациях

Обеспечение населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях (в зависимости от их масштаба) организуется Правительством области либо органом местного самоуправления на основании планов, разрабатываемых в установленном порядке, и осуществляется органом (органами) местного самоуправления и владельцами систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с привлечением органов управления и организаций, имеющих технику и оборудование для добычи, очистки и транспортировки питьевой воды.
Владельцы систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения разрабатывают, согласовывают с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, утверждают в органах местного самоуправления и реализуют в условиях мирного времени планы мероприятий по подготовке систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения к работе в чрезвычайных ситуациях.
Резервные источники питьевого водоснабжения создаются, оборудуются и поддерживаются в состоянии готовности к использованию по предназначению собственником водохозяйственного объекта при участии органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления разрабатывают и представляют для утверждения в Правительство области планы питьевого водоснабжения населения при чрезвычайных ситуациях, осуществляют подготовительные мероприятия по питьевому водоснабжению населения при чрезвычайных ситуациях.
Финансирование расходов по обеспечению населения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях производится за счет средств, предусмотренных в федеральном, областном и местных бюджетах.

Раздел IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЕ
И РАЦИОНАЛЬНОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 22. Водоотведение

Отведение производственных сточных вод, включая ливневые воды, с территории предприятия обязательно для всех производств, использующих воду в своем технологическом процессе. Водоотведение с обезвреживанием производственных сточных вод обязательно для тех производств, концентрация вредных веществ в которых превышает естественный природный фон в водоприемнике.
Отведение производственных, хозяйственно-бытовых и ливневых сточных вод с их обезвреживанием в городах, населенных пунктах городского типа должно быть централизованным. Нецентрализованное водоотведение допускается при обосновании его целесообразности в соответствующих природных условиях.
Водоотведение в сельских и других малых населенных пунктах решается органами местного самоуправления или отдельными водопользователями, исходя из природных и хозяйственных условий в соответствии с санитарными и природоохранными нормами.
Водоотведение при проведении дренажных работ с целью снижения уровня грунтовых вод при концентрации в них вредных веществ выше, чем в водоприемнике, должно сопровождаться их обезвреживанием.
Метод и технология обезвреживания, категории водоприемника и соответствие природных условий способу водоотведения определяются водопользователем по согласованию с государственными органами контроля.

Статья 23. Экологически безопасное развитие
водного хозяйства

Развитие водного хозяйства области обеспечивается на основе реализации областных программ, предшествующих разработкам инвестиционных проектов, технико-экономических обоснований и других предпроектных документов.
Крупные водохозяйственные проекты должны иметь постоянное научное, информационное сопровождение с целью прогнозирования возможных неблагоприятных последствий их осуществления и своевременной разработки компенсационных мер по их снижению.
Строительство и реконструкция объектов межбассейнового перераспределения водных ресурсов должны быть обоснованы технико-экономическими расчетами с учетом согласованного государственными контролирующими органами охраны окружающей среды и водного фонда ущерба, причиняемого территории в результате изменений гидрологического и гидрогеологического режима водных объектов. Эксплуатация систем межбассейнового перераспределения водных ресурсов области может осуществляться на основании утвержденных правил эксплуатации в соответствии с водобалансовыми расчетами.
Создание новых водохранилищ поверхностных вод должно быть обосновано технико-экономическими расчетами, учитывающими ущерб, причиняемый в результате изменения гидрологического режима прилегающей территории.
Гидротехнические сооружения на территории области независимо от формы собственности подлежат декларированию их безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Водохозяйственные организации, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией водохозяйственных объектов, обязаны учитывать в своей деятельности требования экологически безопасного производства подготовки и обработки воды.
Физические и (или) юридические лица могут осуществлять поиск и разведку подземных вод с последующей добычей при условии получения лицензии на пользование недрами с обязательным утверждением эксплуатационных запасов подземных вод в установленном порядке и передачей результатов работ в федеральное государственное учреждение "Саратовский территориальный фонд геологической информации".
Предпроектная и проектная подготовка водохозяйственных работ, реализуемая за счет бюджетных средств, должна выполняться в два этапа:
I этап - обоснование инвестиций на проведение работ;
II этап - разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации.

Статья 24. Государственный контроль, надзор
и учет в сфере водного хозяйства области

Государственный контроль и учет использования водных объектов осуществляется областным органом управления использованием и охраной водного фонда во взаимодействии с федеральными органами контроля.
Контроль и учет за функционированием водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности области, ведется органами исполнительной власти области.
Государственный контроль осуществляется за соблюдением требований водного законодательства Российской Федерации и области, стандартов, нормативов, правил в области использования и охраны водных объектов, имеющих обязательную силу для всех водопользователей при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной водных объектов.
Водопользователи и водопотребители - юридические лица независимо от форм собственности обязаны предоставлять отчетность и информацию государственным органам контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов об объемах и качестве забираемой воды в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления и уполномоченные в сфере водного хозяйства обязаны периодически проводить инвентаризацию водных и водохозяйственных объектов.

Статья 25. Промышленное и сельскохозяйственное
водоснабжение

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия обязаны принимать меры по снижению технологически не обоснованных потерь воды, совершенствовать технологические процессы основного производства, применять безводные и маловодные технологии, создавать высокоэффективные системы водоочистки.
Промышленные предприятия, использующие воду в технологическом процессе, должны поэтапно перейти с прямоточных на повторно-последовательные, смешанные, замкнутые и оборотные системы технического водоснабжения.

Статья 26. Гидромелиорация земель

Гидромелиорация земель осуществляется для улучшения водного режима почв в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированных урожаев сельскохозяйственных культур.
Использование водных объектов, находящихся в государственной собственности области, для гидромелиорации земель определяется областным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Государственное управление водохозяйственными объектами государственной собственности области, используемыми для гидромелиорации земель, осуществляется уполномоченным Правительством области органом.
На территории области физическим и (или) юридическим лицам, осуществляющим гидромелиорацию земель, оказывается государственная поддержка в части обеспечения водными ресурсами.
При Проведении гидромелиорации земель выполняется природное и экологическое обоснование. Гидромелиорация земель является природоохранным мероприятием, обеспечивающим рациональное и безопасное водопользование.

Статья 27. Использование водных объектов,
содержащих природные лечебные ресурсы
(минеральные воды)

Лечебно-питьевые и бальнеологические минеральные воды, находящиеся на территории области и используемые для оздоровления населения, могут быть отнесены к продукции для государственных нужд.
Поиск, разведка н охрана месторождении минеральных вод областного значения может осуществляться в установленном порядке за счет средств областного бюджета.
Существующие буровые скважины, вскрывшие минеральные воды, подлежат инвентаризации, а минеральные воды - классификации по лечебным свойствам.

Статья 28. Использование родниковых вод

Родники - источники экологически чистой природной воды, особо охраняемые водные объекты на территории области.
Органы исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления и уполномоченными в сфере водного хозяйства проводят периодическую инвентаризацию и паспортизацию родников, организуют зоны санитарной охраны.
Родники - водные объекты коллективного пользования.
Водопользование родниками физическими и юридическими лицами в коммерческих целях возможно только после оформления лицензии на пользование недрами и не должно быть препятствием коллективного пользования.
Родниковые воды могут использоваться для водоснабжения населения области питьевой водой улучшенного качества.
Водопользование родниками осуществляется с применением каптажа, благоустройства, ограждения санитарно-защитной зоны первого пояса.

Статья 29. Использование термальных
(теплоэнергетических) и промышленных вод

Термальные (теплоэнергетические) воды относятся к энергетическим ресурсам, перспективным для рационального использования в будущем.
Термальные (теплоэнергетические) и промышленные воды на территории области имеют практическое значение при проходке глубоких скважин, разработке месторождений нефти и газа как попутные воды.
Рациональное использование попутных вод месторождений нефти, газа, содержащих промышленные запасы гидроминерального сырья, является обязательным условием при пользовании недрами, определяется лицензионным соглашением.
С целью выявления термальных и промышленных вод и рационального их использования на территории области проводится инвентаризация всех существующих глубоких буровых скважин с классификацией их потребительских свойств.

Статья 30. Использование водных объектов для рекреации

Рекреационные зоны, включая потенциальные, подлежат учету и анализу их ценности для использования органами меткого самоуправления.
Все зоны отдыха, включающие прибрежные полосы и акватории рек, водохранилищ, должны находиться под постоянным контролем и наблюдением со стороны органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
В зонах отдыха и вблизи них недопустим выпуск промышленных сточных вод, канализационных стоков.
В зонах отдыха исключается всякое строительство, не связанное с организацией отдыха населения области.
Инвестиционные проекты развития рекреации и водного туризма имеют государственную поддержку со стороны Правительства области.

Статья 31. Использование водных объектов
для рыбного хозяйства

Поверхностные водные объекты на территории области используются для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов.
Порядок использования водных объектов, находящихся в государственной собственности области, для сохранения, воспроизводства и добычи рыбных ресурсов определяется государственным комитетом по охране окружающей среды Саратовской области.

Статья 32. Использование водных объектов
для малой гидроэнергетики

Поверхностные водные объекты области могут использоваться для целей малой гидроэнергетики.
При гидроэнергетическом строительстве должны выполняться природные и экологические обоснования необходимости строительства с учетом комплексного использования водных ресурсов.
Использование водных объектов для гидроэнергетики осуществляется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Охрана водных объектов

Органы исполнительной власти области в установленном порядке принимают меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений.
Органы исполнительной власти области организуют водоохранные мероприятия на малых реках:
сооружение наносозадерживающих прудов в верховьях речных притоков и оврагов;
облесение и залужение прирусловых валов и песков в пойме;
защиту берегов рек от размыва, разрушения;
защиту от сточных вод производственных комплексов;
строительство водоохранных биологических сооружений и устройств по очистке сбрасываемых с территории вод.
Мероприятия по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения осуществляются в соответствии с утвержденными программами.
Водоохранные зоны должны быть установлены для каждого подземного и поверхностного водного объекта в соответствии с нормативными требованиями. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.
(в ред. Закона Саратовской области от 25.11.2002 № 2002)
При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации новых или реконструируемых сооружений, внедрении новой техники и новых технологий должны быть предусмотрены мероприятия по охране водных объектов.

Статья 34. Предупреждение и ликвидация последствий
вредного воздействия вод

Органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере водного хозяйства, водопользователи обязаны принимать меры по предупреждению и ликвидации последствии вредного воздействия вод: наводнения, затопления, подтопления, разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений, заболачивания и засолении земель, эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.
На территории области должны быть выявлены потенциально опасные участки, подверженные и подвергаемые ранее вредному воздействию вод, определены первоочередные и поэтапные мероприятия по предотвращению ущерба населению и территории.
Правительство области разрабатывает и осуществляет противопаводковые мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращение и ликвидацию вредного воздействия вод на территории области, вводит ограничения на хозяйственное использование паводкоопасных территорий на основе зонирования селитебных территорий и территорий сельскохозяйственного назначения по степени риска.

Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г. Саратов
28 июля 2000 года
№ 47-ЗСО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru