Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Саратовской области от 31.05.1996
(ред. от 29.05.2003)
"О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА"
(принят Саратовской областной Думой 14.05.1996)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Саратовские вести", 21.06.1996.



Утратил силу в связи с принятием Закона Саратовской области от 28.02.2005 № 21-ЗСО, вступающего в силу через десять дней после его официального опубликования.
   ------------------------------------------------------------------

Изменения, внесенные Законом Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО, вступили в силу со дня его официального опубликования.



31 мая 1996 года
   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят
Саратовской областной Думой
14 мая 1996 года

(в ред. Закона Саратовской области
от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Настоящий Закон разработан в соответствии с требованиями статьи 72 Конституции Российской Федерации и положениями Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Он определяет общие для Саратовской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Саратовской области (далее - населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Саратовской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, устойчивой производственной и иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов, а также на создание условий для скорейшего восстановления производственной и иной деятельности организаций и их нормального функционирования.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 2. Законодательство области о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Законодательство области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, Закона Саратовской области "Об областных резервах материально - технических и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Саратовской области" и иных нормативных правовых актов области.

Статья 3. Цели настоящего Закона в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Областная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - областная подсистема РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства органа исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 5. Основные задачи областной подсистемы РСЧС

Основными задачами областной подсистемы РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке областных программ по очистке местности бывших военных полигонов от взрывоопасных предметов;
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- проведение декларирования безопасности потенциально опасных организаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования областной подсистемы РСЧС определяются законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с органом исполнительной власти области и органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.

Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 8. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно на всей территории области.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти области и местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства Федеральных органов исполнительной власти.
Выделение средств из резервных фондов области производится по заявкам органов местного самоуправления в тех случаях, когда чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых средств городов, районов и собственных средств организаций недостаточно для ее ликвидации.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 9. Полномочия органов законодательной и исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы законодательной и исполнительной власти области:
а) принимают в соответствии с Федеральными законами законы и иные нормативно - правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) создают при органе исполнительной власти области постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (управление, комитет), а также осуществляют общее руководство ими.
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
ж) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
з) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
и) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий из 30 км зоны Балаковской АЭС и организуют их проведение;
в) принимают решения на отселение населения из зон чрезвычайных ситуаций в пределах своей территории;
г) осуществляют, в установленном порядке, сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
ж) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы,а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Саратовской области;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 11. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку, поддержание в готовности к применению и применение сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
г) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) оказывать содействие в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ на других объектах;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) оперативно и безвозмездно информировать специально уполномоченные органы исполнительной власти (управления, комитеты, штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) по вопросам планирования и проведения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, потенциально опасные организации обязаны:
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, средства индикации, контроля и специальной обработки, индивидуальные и коллективные средства защиты, другие системы жизнеобеспечения работников организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- проводить декларирование безопасности своей деятельности.

Глава III. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

Статья 12. Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Для осуществления территориального управления и координации деятельности органа исполнительной власти области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются областной и местные постоянно действующие органы управления (управления, комитеты, отделы, штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), специально уполномоченные на решение указанных задач.
Органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают положения о постоянно действующих органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяют их структуру, состав и осуществляют общее руководство ими.

Статья 13. Областной постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Областной постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организует работу в своей сфере деятельности и организациях в соответствии с настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и области.
2. Основными задачами областного постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
- обеспечение функционирования областной подсистемы РСЧС;
- участие в разработке и осуществлении государственных и территориальных программ по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство проведением первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для этих целей;
- организация и координация работ по созданию областных чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;
- организация разработки и реализации областных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий, повышение устойчивости функционирования организаций экономики, транспорта и социального назначения при их возникновении;
- организация подготовки и обучения населения, должностных лиц и формирований областной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- организация и координация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды;
- осуществление контроля за поступлением и использованием ресурсов, выделяемых из государственных и областных резервных фондов;
- участие в разработке мер экономического, правового и организационно-хозяйственного характера, способствующих предотвращению чрезвычайных ситуаций, оздоровлению экологической обстановки и обеспечивающих заинтересованность организаций в осуществлении мероприятий по предупреждению и снижению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организация разработки и внесение на рассмотрение органов государственной власти области проектов решений и распоряжений по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, промышленной и экологической безопасности, а также участие в подготовке других нормативных правовых актов, затрагивающих указанные вопросы;
- определение совместно с органом исполнительной власти области, министерствами и ведомствами Российской Федерации состава, размещения и оснащения сил и средств, входящих в областную подсистему РСЧС, формирование в составе указанной подсистемы сил постоянной готовности и других внештатных специальных формирований;
- организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в районах чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение разработки и реализации мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности, а также осуществление контроля за соблюдением норм и правил инженерно-технических мероприятий при проектировании, строительстве и эксплуатации организаций производственного и социального назначения;
- предоставление в установленном порядке информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Силы и средства областной подсистемы РСЧС

Орган исполнительной власти области, органы местного самоуправления и постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- создают аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, поисково - спасательные и другие службы (формирования), в том числе - внештатные формирования, службы наблюдения и контроля для предупреждения и проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- разрабатывают и утверждают положения о данных службах (формированиях), определяют их структуру, состав и порядок действий.
Порядок создания, функционирования и обеспечения их деятельности определяется настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Статья 15. Исключена. - Закон Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Статья 16. Применение сил и средств органов внутренних дел области при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.

Статья 17. Участие общественных объединений и организаций в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения и организации могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения (организации), участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления областной подсистемы РСЧС. На органы управления областной подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений (организаций) к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений (организаций) должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ОБЛАСТИ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ

Статья 18. Права граждан области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане области имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах на территории области и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам области в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 19. Обязанности граждан области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане области обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные областные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Обучению в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- руководители органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно - правовой формы;
- работники органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, входящих в состав сил областной подсистемы РСЧС;
- население, занятое в сфере производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- население, не занятое в сфере производства и обслуживания.
Порядок подготовки всех категорий населения определяется постановлением органов исполнительной власти области.

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в областную подсистему РСЧС, совместно с общественными объединениями (организациями), осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться местные средства массовой информации и культпросветучреждения.
Органы исполнительной власти области организуют пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в средствах массовой информации, осуществляют целевое выделение средств на эти цели из областного бюджета, а также за счет собственных средств организаций.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ
И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 22. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 23. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Финансирование деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств областного и соответствующих местных бюджетов.

Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, областного бюджета, страховых фондов и других внебюджетных источников.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органом исполнительной власти области, органами местного самоуправления, а также организациями.
2. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов, объем финансовых средств, номенклатура материальных ценностей и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются законодательством Российской Федерации, законодательством области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и администраций организаций.

Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР
И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями (организациями) и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Саратовской области от 29.05.2003 № 30-ЗСО)

Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится в соответствии с задачами, возложенными на областную подсистему РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане области несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации-административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты органа исполнительной власти области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г. Саратов
31 мая 1996 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru