Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Саратовской области от 08.07.2003 № 77-П
"О ПРОЕКТЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу с 26 апреля 2004 года в связи с изданием Постановления Правительства Саратовской области от 26.04.2004 № 105-П
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 8 июля 2003 года (пункт 4 данного документа)



ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2003 г. № 77-П

О ПРОЕКТЕ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, своевременного выявления изменений состояния земель и выработки рекомендаций о предупреждении и устранении негативных процессов, на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы "Государственный мониторинг земель Саратовской области" и направить его в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы.
2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований области разработать программы мониторинга муниципальных земель и учитывать их при разработке проектов местных бюджетов.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Моисеева Ю.В.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ





Приложение
к Постановлению
Правительства Саратовской области
от 8 июля 2003 г. № 77-П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Паспорт областной целевой программы

   ------------------------T---------------------------------------------------¬

¦1. Наименование ¦Областная целевая программа "Государственный ¦
¦программы ¦мониторинг земель Саратовской области" ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦2. Основание о ¦Поручение Губернатора Саратовской области ¦
¦разработке программы ¦от 15.11.2002 № 1-07-04-1741/02-0-0 ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦3. Государственный ¦Правительство области; ¦
¦заказчик программы ¦комитет по земельной политике при Правительстве ¦
¦ ¦области ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦4. Основные ¦Комитет по земельной политике при Правительстве ¦
¦разработчики ¦области; ¦
¦программы ¦НИИ сельского хозяйства Юго-Востока; ¦
¦ ¦ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦5. Цели и задачи ¦ Цель: Создание системы государственного ¦
¦программы, важнейшие ¦мониторинга земель Саратовской области. ¦
¦оценочные показатели ¦ Задачи: ¦
¦ ¦ создание нормативно-технической базы ¦
¦ ¦государственного мониторинга земель; ¦
¦ ¦ разработка перечня показателей государственного ¦
¦ ¦мониторинга земель на региональном и локальном ¦
¦ ¦уровнях; ¦
¦ ¦ ландшафтно-экологическое районирование территории¦
¦ ¦Саратовской области с выделением зон основных ¦
¦ ¦негативных процессов по видам и степени их ¦
¦ ¦воздействия на состояние земель; ¦
¦ ¦ создание сети постоянно действующих полигонов, ¦
¦ ¦эталонных стационарных и реперных участков ¦
¦ ¦государственного мониторинга земель; ¦
¦ ¦ создание и обновление планово-картографической ¦
¦ ¦основы и карт состояния земель поселений и ¦
¦ ¦сельскохозяйственного назначения; ¦
¦ ¦ мониторинг состояния и использования земель; ¦
¦ ¦ мониторинг негативных процессов (опустынивание, ¦
¦ ¦засоление, затопление, загрязнение тяжелыми ¦
¦ ¦металлами и радионуклидами, захламление и др.); ¦
¦ ¦ мониторинг эффективности использования земель ¦
¦ ¦различных категорий и форм собственности; ¦
¦ ¦ разработка схемы обеспечения юридических лиц и ¦
¦ ¦граждан информацией о состоянии земель; ¦
¦ ¦ создание автоматизированной информационной ¦
¦ ¦системы государственного мониторинга земель; ¦
¦ ¦ создание Фонда материалов и данных ¦
¦ ¦государственного мониторинга земель; ¦
¦ ¦ формирование организационной структуры ¦
¦ ¦государственного мониторинга земель. ¦
¦ ¦ Важнейшие оценочные показатели: ¦
¦ ¦ прирост поступлений земельных платежей ¦
¦ ¦в бюджеты всех уровней; ¦
¦ ¦ рост объема инвестиций в агропромышленное ¦
¦ ¦производство; ¦
¦ ¦ рост уровня плодородия почв; ¦
¦ ¦ сокращение площади деградированных и опустыненных¦
¦ ¦территорий ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦6. Сроки и этапы ¦2003-2007 годы ¦
¦реализации программы ¦I этап: 2003-2004 годы ¦
¦ ¦II этап: 2005-2007 годы ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦7. Исполнители основных¦Исполнители, определяемые на конкурсной основе ¦
¦мероприятий ¦ ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦8. Объемы и источники ¦Областной бюджет - 85 млн. рублей ¦
¦финансирования ¦Федеральный бюджет (справочно) - 75 млн. рублей ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦9. Ожидаемые конечные ¦Создание системы, обеспечивающей: ¦
¦результаты реализации ¦ своевременное выявление изменений состояния ¦
¦программы ¦земель, оценку этих изменений, подготовку прогноза ¦
¦ ¦и выработку рекомендаций о предупреждении ¦
¦ ¦и об устранении негативных процессов; ¦
¦ ¦ информационное сопровождение ведения ¦
¦ ¦государственного земельного кадастра, ¦
¦ ¦государственного земельного контроля за ¦
¦ ¦использованием и охраной земель, иных функций ¦
¦ ¦государственного и муниципального управления ¦
¦ ¦земельными ресурсами, а также землеустройства; ¦
¦ ¦ полное и своевременное снабжение граждан ¦
¦ ¦информацией о состоянии окружающей среды в части ¦
¦ ¦состояния земель ¦
+-----------------------+---------------------------------------------------+
¦10. Система организации¦Министерство сельского хозяйства и продовольствия ¦
¦контроля за исполнением¦области совместно с министерством экономики и ¦
¦программы ¦инвестиций области и министерством финансов ¦
¦ ¦области осуществляет контроль за целевым ¦
¦ ¦расходованием финансовых средств и эффективностью ¦
¦ ¦их использования ¦
L-----------------------+----------------------------------------------------


Введение

Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в земельной сфере является эффективное использование земли - основного национального богатства общества.
Однако ее достижению мешает ряд нерешенных проблем в сфере земельных и имущественных отношений.
Внедрение экономически эффективных механизмов в управление земельными ресурсами ограничено противоречиями, заложенными в действующих нормативных актах, отсутствием систематизированных и достоверных сведений о состоянии и использовании земель, низким уровнем использования современных автоматизированных систем и информационных технологий.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, научно-исследовательского, опытно-конструкторского, технического и технологического характера.
Областная целевая программа "Государственный мониторинг земель Саратовской области (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О мелиорации земель", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель", Законом Саратовской области "О земле".
Реализация Программы позволит сформировать систему государственного мониторинга земель Саратовской области - основополагающую информационную инфраструктуру государственного и муниципального управления земельными ресурсами, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качества земель в процессе их использования.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация разделов дана в соответствии с официальным текстом документа
   ------------------------------------------------------------------

2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

По данным государственного учета в административной границе Саратовской области находится 10124 тыс. га земель, из них 8487,1 тыс. га - сельскохозяйственного назначения.
Из общего количества земель сельскохозяйственного назначения области более 60 процентов эродировано, более 13 процентов засолено. За последние годы потери гумуса в почвах составили до 16 процентов от исходной величины. До 2005 года площадь земель, подверженных затоплению, составит 190,4 тыс. га.
Значительные площади земель загрязнены выбросами промышленных предприятий (количество выбросов составляет более 200 тыс. тонн в год). В области используется около 100 наименований пестицидов, расположено более 100 объектов, использующих в своей работе радиоактивные вещества и источники, ионизирующие излучение. Наиболее напряженная экологическая обстановка в Краснопартизанском, Дергачевском районах области и в ЗАТО Шиханы. Вокруг крупных городов образовались зоны загрязнения в радиусе от 20 до 50 км.
Наряду с этим, учащаются также негативные воздействия на почву ряда технологических приемов, приводящие к нарушению экологической цепи в системе почва - вода - растение - животное - человек.
Усиленная эксплуатация трудновосполнимых почвенно-ландшафтных ресурсов, безвозвратная система земледелия усиливает процессы деградации и ведет к снижению уровня плодородия почв.
К наиболее значительным антропогенным факторам, приводящим к негативным последствиям в природной среде, относятся: игнорирование принципов ландшафтного земледелия и землеустройства, необоснованные мелиорации, неумеренная химизация, низкий уровень технологий и экстремальные формы земледелия, нарушение агротребований при проведении обработки почвы, техногенные выбросы, использование тяжелой сельскохозяйственной техники и т.д.
Эти факторы определяют развитие таких негативных процессов и явлений, как водная, ветровая эрозия, потери гумуса, вторичные засоления, загрязнение почвы и водоемов нитратами, пестицидами, тяжелыми металлами, нарушение нормальных биологических циклов и приводят к разрушению почв, снижению их плодородия, опустыниванию, загрязнению сельскохозяйственной продукции токсическими веществами.
Вместе с тем, не проводятся работы по землеустройству и организации территории на ландшафтной основе, мероприятия по защите почв от эрозии и повышению плодородия почв проводятся в недостаточных количествах. Очень низка технологическая дисциплина, плохо выполняются научные рекомендации по сельскохозяйственному производству. Применение средств химизации проводится без должной экологической проработки.
Из-за прекращения финансирования работ по сплошному почвенному обследованию, характеристики земель сельскохозяйственного назначения и земель фонда перераспределения по признакам, влияющим на плодородие, не обновлялись и соответствуют состоянию на 1985-1990 годы.
Как результат - отсутствие достоверной и систематизированной информации о качестве и экологическом состоянии земель, объективной стоимости земельных участков.
Для комплексного изучения почвенного плодородия требуется единый методологический подход в проведении всесторонних систематических наблюдений по мониторингу почв. Система мониторинга должна не только содействовать надежной охране почв, но и обеспечить в короткие сроки значительный экологический и экономический эффект, подготовку достоверных текущих и долгосрочных прогнозов на проведение работ по сохранению земельного фонда и улучшению ее плодородия.
Совокупность полученных в результате мониторинга данных даст возможность решить актуальные задачи определения оптимальных и критических генетических уровней и уровней плодородия почв применительно к отдельным ее типам.
Своевременное выявление критических уровней контролируемых основных показателей почвы позволит принять экстренные меры по регулированию неблагоприятных процессов, заблаговременно поставить вопрос перед соответствующими органами власти и владельцами земель о необходимости внесения изменений в технологический процесс использования земель.
Полученные в результате длительного мониторинга данные позволят разработать эффективные способы регулирования эффективного плодородия почв, обеспечивающие повышение продуктивности сельскохозяйственных угодий и получение экологически чистой продукции.
Государственную систему мониторинга земель Саратовской области возможно создать в короткие сроки при минимальных затратах на основе уже действующих систем наблюдений.
В области существуют разрозненные отраслевые мониторинги:
мониторинг границ, состояния и использования земель, создание координатной и планово-картографической основ (федеральное государственное дочернее предприятие "Поволжскземкадастрсъемка");
сплошные почвенные, агрохимические мониторинги (ЮжНИИгипрозем, федеральное государственное учреждение "Государственная агрохимическая служба");
мониторинг загрязнения почв тяжелыми металлами и радионуклидами (Саратовский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, федеральное государственное учреждение "Государственная агрохимическая служба");
экологический и геологический мониторинг (Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Саратовской области);
мониторинг ирригационных земель и лиманного орошения (ВолжНИИГиМ);
мониторинг экологии агроландшафтов, мониторинг плодородия почв и негативных процессов (НИИСХ Юго-Востока).
Однако данные, получаемые в результате мониторинга различных природных сред, носят отрывочный, разноплановый характер и не могут дать целостного представления о характере и направленности происходящих процессов в земельном фонде области.
Проблему получения достоверной и комплексной информации о состоянии земель можно решить только в системном мониторинге, когда наряду с данными отраслевых мониторингов в полной мере используется информация с длительных стационарных опытов (базовые локальные полигоны).
Система мониторинга, представленная в настоящей Программе, состоит из 4 уровней:
I уровень. Изучение на основе действующих 7 базовых локальных полигонов, размещенных на длительных стационарных объектах научных учреждений области по основным почвенно-ландшафтным провинциям, фундаментальных вопросов формирования и изменения свойств основных типов почв Саратовской области.
Базовый локальный полигон № 1 "Плодородие почв" сформирован из 6 стационарных опытов и предназначен для обеспечения научной информацией по вопросам формирования процессов эрозии, минерализации органического вещества почв и роли агротехнических приемов в охране и воспроизводстве плодородия почв.
Базовый локальный полигон № 2 "Рациональное использование земельных ресурсов в условиях Донской равнины" размещается на территории государственного унитарного опытно-производственного предприятия "Елизаветинское" Аткарского района и предназначен для наблюдения за формированием негативных почвенных процессов (дегумификация, подкисление, эрозии почв, опустынивание).
Базовый локальный полигон № 3 "Формирование овражно-балочной системы в условиях Приволжской возвышенности", состоящий из двух стационарных опытов - "Вязовский" и "Красноармейский", предназначен для отработки нормативов показателей образования овражно-балочных систем и новых мелиоративных систем для их локализации.
Базовый локальный полигон № 4 "Экология длительно-орошаемых темно-каштановых террасовых почв" предназначен для длительных исследований процессов трансформации водно-физических, физических, агрохимических свойств староорошаемых террасовых каштановых почв.
Базовый локальный полигон № 5 "Рациональное использование земель в сухостепной зоне Саратовской области" предназначен для формирования обширной информации о состоянии почв при применении различных систем обработок, удобрений, орошения в различных искусственных и естественных агробиоценозах.
Базовый локальный полигон № 6 "Рациональное использование земель в полупустынной зоне Саратовской области" предназначен для наблюдения за процессами опустынивания распаханных земель.
Базовый локальный полигон № 7 "Мониторинг орошаемых и богарных каштаново-солонцовых комплексов на сыртах" предназначен для изучения изменения свойств каштаново-солонцовых почв под влиянием различных мелиоративных приемов.
На все длительные стационары, включенные в реализацию Программы, составлены паспорта опытов, где подробно по единой методике приводится вся исходная информация о состоянии объектов мониторинга и их исполнителях.
II уровень. Формирование на основе действующих 5 эталонных хозяйств, размещенных по основным ландшафтным провинциям, банка данных урожайности основных сельскохозяйственных культур с учетом изменения во времени природных и антропогенных факторов.
Для решения поставленной задачи в систему мониторинга включены опытно-производственные хозяйства НИИСХ Юго-Востока - "Красавское", "Крутое" и Краснокутская и Аркадакская опытные станции, имеющие относительно более высокий, чем в хозяйствах области, уровень хозяйственного освоения новых систем земледелия.
III уровень. Обеспечение в рамках действующих сплошных мониторинга и вновь организуемых 8 реперных участков контроля за трансформацией почвенного покрова области, уровнем колебания его эффективного плодородия загрязнения тяжелыми металлами, радионуклидами и пестицидами.
IV уровень. Создание 4 фоновых биосферных площадок, осуществляющих наблюдения за интенсивностью процессов почвенно-растительной деградации и опустынивания территории.

3. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание системы государственного мониторинга земель Саратовской области, обеспечивающей получение достоверной и систематизированной информации для реализации государственной политики в области эффективного использования земли, вовлечения ее в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости.
Основными задачами Программы являются:
формирование областной организационной структуры по ведению государственного мониторинга земель;
формирование нормативно-методической базы для ведения мониторинга земель;
создание единой сети полигонов, эталонных стационарных и реперных участков государственного мониторинга земель;
создание координатной основы;
создание планово-картографической основы;
ландшафтно-экологическое районирование территорий Саратовской области;
формирование информационной базы мониторинга земель и создание фонда материалов и данных государственного мониторинга земель;
совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;
ведение наблюдений за состоянием земель различных категорий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
информационное обеспечение государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной кадастровой оценки и иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
разработка нормативной базы для проведения оценки земельного фонда области;
создание базы данных границ земельных участков;
анализ и прогноз изменения состояния земель;
определение экономической эффективности использования земель.

4. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Программа рассчитана на период 2003-2007 годов и ее реализацию планируется осуществить в два этапа.
На I этапе (2003-2004 годы) осуществляется разработка нормативно-методических документов для ведения государственного мониторинга земель. Разрабатывается проект закона Саратовской области "О государственном мониторинге земель Саратовской области", нормативно-методические документы по ведению государственного мониторинга земель на областном и муниципальном уровнях, формируется единая сеть полигонов и эталонных стационарных и реперных участков. Определяется перечень необходимых показателей государственного мониторинга земель.
На основе полученных данных проводится ландшафтно-экологическое районирование и определение территорий для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, отвечающей современным санитарно-гигиеническим нормам безопасности.
Разрабатывается порядок и форматы информационного обмена в части состояния земельных ресурсов между различными действующими на территории области системами мониторинга окружающей среды.
Создается координатная и планово-картографическая основа ведения государственного земельного кадастра, государственного мониторинга земель и землеустройства. Осуществляется ведение мониторинга земель существующими системами наблюдений.
На II этапе (2005-2007 годы) завершается формирование нормативно-методической базы, унифицированных технических решений, специального программно-технического обеспечения для автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, внедряются новые технологии мониторинга земель с использованием современных технических средств (спутниковых геодезических систем, методов дистанционного зондирования, наземных экспресс-методов, геоинформационных систем), создается атлас земель Саратовской области, содержащий тематические карты состояния земель, а также ретроспективные и прогнозные карты, разрабатываются программы по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.
Формируется организационная структура государственного мониторинга земель Саратовской области. Создаются автоматизированная информационная система и Фонд материалов и данных государственного мониторинга земель. Выполняется обновление планово-картографической основы и продолжает создаваться координатная основа для ведения государственного земельного кадастра и государственного мониторинга земель. Осуществляется обеспечение достоверными и систематизированными данными о состоянии земель органов государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц и граждан.
К концу 2007 года в основном завершается формирование структурных элементов системы государственного мониторинга земель областного и муниципального уровней и начинает проводиться полномасштабный государственный мониторинг земель.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 160 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета (справочно) - 75 млн. рублей.
областного бюджета - 85 млн. рублей.

Прогнозируемый общий объем и источники финансирования
мероприятий Программы

   -------------------T-------------------------------¬

¦ Источник ¦ Затраты, млн. рублей ¦
¦ финансирования +------T------------------------+
¦ ¦ Всего¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ +----T----T----T----T----+
¦ ¦ ¦2003¦2004¦2005¦2006¦2007¦
+------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Федеральный бюджет¦ 75,0 ¦10,0¦15,0¦20,0¦20,0¦10,0¦
¦(справочно) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Областной бюджет ¦ 85,0 ¦ 4,0¦20,0¦25,0¦21,0¦15,0¦
+------------------+------+----+----+----+----+----+
¦Итого: ¦160,0 ¦14,0¦35,0¦45,0¦41,0¦25,0¦
L------------------+------+----+----+----+----+-----


6. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит оптимизировать информационные условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных отношений, направленной на эффективное использование земель, активное вовлечение их в оборот.
В ходе реализации Программы будет создана система государственного мониторинга земель Саратовской области и сформированы ее составные части:
единая сеть полигонов;
автоматизированная система государственного мониторинга земель;
система электронного обмена сведениями о состоянии и использовании земель между автоматизированной системой государственного мониторинга земель и автоматизированной системой ведения государственного земельного кадастра, организациями, ведущими государственный мониторинг окружающей среды;
фонд материалов и данных государственного мониторинга земель как единого государственного информационного ресурса о состоянии земель.
Реализация мероприятий Программы позволит:
оптимизировать информационное обеспечение государственного земельного кадастра, государственного мониторинга земель, землеустройства и иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
определить реальную стоимость земли в современных социально-экономических условиях;
активизировать рынок земель сельскохозяйственного назначения;
провести оценку эффективности использования земель различных категорий;
создать информационный банк данных основных свойств почв области;
создать банк данных границ земельных участков;
осуществить бонитировку и экономическую оценку земель сельскохозяйственного назначения;
способствовать переводу системы земледелия на агроландшафтную основу;
разработать оптимальные параметры и модели плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
разработать экологически обоснованные проекты агрохимических работ и мероприятий по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
принять оперативные меры по устранению объективных и субъективных причин ухудшения качества сельскохозяйственных земель, повышению их экологической безопасности;
составить краткосрочные и долгосрочные прогнозы изменения состояния и использования земель различных категорий;
выявить источники загрязнения почв агрохимическими токсикантами и техногенными загрязнителями и радионуклидами;
создать координатную и планово-картографическую основу для ведения государственного земельного кадастра, государственного мониторинга земель и землеустройства;
оперативно информировать государственные органы, органы местного самоуправления, юридических лиц и граждан о состоянии земель.

7. Социально-экономическая эффективность Программы

Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет проведения структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное использование земель.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей и повышения эффективности управления земельными ресурсами на областном и муниципальном уровнях.
Общий экономический эффект от реализации программных мероприятий в 2003-2007 годах составит:
за счет повышения эффективности использования сельскохозяйственных угодий - 280 млн. рублей;
прироста поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней - более 100 млн. рублей, в том числе в областной бюджет - около 60 млн. рублей.
Окупаемость затрат на реализацию мероприятий Программы будет обеспечена в течение 3-5 лет.
Постоянно обновляемые в автоматизированной системе сведения о количестве и качестве различных категорий земель позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме их использования и субъектах права на земельные участки - конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель. За счет объективной информации и своевременного прогноза по преодолению негативных процессов сократятся затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций на 15-20 процентов.
Дополнительным эффектом реализации Программы будет активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о земле, роста профессионального уровня управленческого персонала.
В целом при реализации комплекса программных мероприятий будет создана автоматизированная система государственного мониторинга земель, позволяющая при осуществлении государственного управления обеспечить необходимую нормативную, информационную и технологическую поддержку процессов управления и распоряжения землей и достичь поставленных целей в области социального развития и модернизации экономики.

8. Механизм реализации и контроль за выполнением
мероприятий Программы

Организации, участвующие в реализации Программы, определяются на конкурсной основе. Определение подрядчиков осуществляется в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305.
Осуществление работ по реализации Программы проводится на основе договоров (государственных контрактов) между государственным заказчиком и подрядчиками.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия области совместно с министерством экономики и инвестиций области и министерством финансов области осуществляет контроль за целевым расходованием финансовых средств и эффективностью их использования.

9. Перечень мероприятий областной целевой программы
"Государственный мониторинг земель Саратовской области"

   ------------------------T----------T--------------T-----------------------T------------------¬

¦ Наименование ¦ Срок ¦ Объем ¦ В том числе за счет ¦ Ответственные за ¦
¦ мероприятия ¦исполнения¦финансирования¦ средств ¦ выполнение ¦
¦ ¦ ¦(млн. рублей, +------------T----------+ ¦
¦ ¦ ¦в действующих ¦федерального¦областного¦ ¦
¦ ¦ ¦ценах) - всего¦ бюджета ¦ бюджета ¦ ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦1. Создание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комитет по ¦
¦нормативно-методической¦ ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦базы государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦мониторинга земель: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦проект закона ¦ апрель ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦Саратовской области "О ¦2004 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мониторинге земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Саратовской области"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нормативно-методические¦ август ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦
¦инструкции по ведению ¦2004 года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мониторинга земель (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦том числе земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поселений) на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦областном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦муниципальном уровнях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦2. Создание единой ¦ 2003-2007¦ 15,3 ¦ 6,3 ¦ 9,0 ¦комитет по ¦
¦сети наблюдений ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦мониторинга земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦3. Создание ¦ 2003-2007¦ 65,0 ¦ 39,0 ¦ 26,0 ¦комитет по ¦
¦координатной и ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦планово-картографичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦кой основ для ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области, ФГУП ¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Госземкадастр- ¦
¦земельного кадастра, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦съемка" - ВИСХАГИ ¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мониторинга земель, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦землеустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦4. Проведение ¦ 2003-2007¦ 37,7 ¦ 18,7 ¦ 19,0 ¦комитет по ¦
¦мониторинга состояния ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦и использования земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦различных категорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области, ФГУП ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Госземкадастр- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦съемка" - ВИСХАГИ ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦5. Разработка ¦ 2004-2005¦ - ¦ - ¦ - ¦комитет по ¦
¦областных целевых ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦программ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦рациональному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦использованию и охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦земель различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦категорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦6. Разработка прогноза ¦ 2003-2007¦ 11,1 ¦ 4,1 ¦ 7,0 ¦комитет по ¦
¦состояния и ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦использования земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦на областном и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦муниципальном уровнях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦7. Создание и ¦ 2003-2007¦ 4,0 ¦ 4,0 ¦ - ¦комитет по ¦
¦обновление атласа ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦земель Саратовской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области, комитет ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологического ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроля и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦природопользования¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
+-----------------------+----------+--------------+------------+----------+------------------+
¦8. Внедрение ¦ 2003-2007¦ 26,9 ¦ 6,9 ¦ 20,0 ¦комитет по ¦
¦автоматизированной ¦ гг. ¦ ¦ ¦ ¦земельным ресурсам¦
¦информационной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и землеустройству ¦
¦государственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦мониторинга земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-----------------------+----------+--------------+------------+----------+-------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru