Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Саратовской области от 28.11.2003 № 78-ЗСО
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят Саратовской областной Думой 19.11.2003)

Официальная публикация в СМИ:
"Саратов - столица Поволжья", № 250 (936), 10.12.2003


Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Закона Саратовской области от 29.12.2004 № 131-ЗСО.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования, за исключением статьи 24, вступившей в силу с 1 января 2005 года (статья 25 данного документа).



28 ноября 2003 года № 78-ЗСО

   ------------------------------------------------------------------


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Саратовской областной Думой
19 ноября 2003 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" регулирует правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия органов государственной власти области, общества и природы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах территории Саратовской области.
Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сбалансированное социально-экономическое развитие и сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, биологического разнообразия как основы жизнедеятельности ныне живущих и будущих поколений.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовые основы охраны окружающей среды в области

Охрана окружающей среды в области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются понятия, закрепленные в статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", а также следующие основные понятия:
экологический паспорт - документ, включающий данные по использованию юридическим лицом ресурсов (природных, вторичных и др.), степени воздействия его производств на окружающую среду, сведения о разрешениях на право пользования природными ресурсами, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду;
территориальная система государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) (далее - территориальная система государственного экологического мониторинга) - формируемая на территории области комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, которая включает в себя экологический мониторинг, осуществляемый уполномоченными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в порядке и в объемах, установленных законодательством.

Статья 3. Окружающая среда как объект охраны

На территории области охраняется от негативного воздействия окружающая среда как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды на территории области от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух и иные объекты.

Глава II. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 4. Управление в сфере охраны окружающей среды

Управление в сфере охраны окружающей среды на территории области в пределах своих полномочий осуществляют:
органы государственной власти области в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области;
органы местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 5. Полномочия областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям областной Думы в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
определение основных направлений охраны окружающей среды на территории области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
принятие законов области в сфере охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей области, контроль за их исполнением;
утверждение областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
утверждение соответствующего объема бюджетных средств, направляемых на финансирование мероприятий природоохранного значения, создание и определение порядка формирования и расходования областного целевого бюджетного фонда охраны окружающей среды и природных ресурсов;
регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 6. Полномочия Правительства области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям Правительства области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в разработке федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;
реализация федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории области с учетом ее географических, природных, социально-экономических и иных особенностей;
издание нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей области, контроль за их исполнением;
разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
разработка и реализация областных целевых программ в сфере охраны окружающей среды;
организация и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование и обеспечение функционирования территориальной системы государственного экологического мониторинга;
осуществление природоохранных и иных мер по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории области;
организация и осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
осуществление контроля за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями установленных лимитов вредного воздействия на окружающую среду, контроля за достоверностью физических показателей, используемых для расчета платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды негативного воздействия на окружающую среду;
экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в сфере охраны и использования таких территорий;
организация и развитие в области системы экологического образования и формирование экологической культуры;
ограничение, приостановление и (или) запрещение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий на территории области;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории области;
ведение Красной книги Саратовской области;
осуществление экологической паспортизации;
обеспечение поддержки предпринимательской, инновационной и другой деятельности, направленной на охрану окружающей среды, в том числе экологического аудита, экологического страхования, экологической сертификации и стандартизации на территории области;
регулирование других вопросов в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти области, осуществляющего государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов

Орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, проводит на территории области единую государственную политику и реализует полномочия Правительства области в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в пределах своей компетенции, установленной положением о нем, утверждаемым Правительством области, а также взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, оказывает им методическую, консультативную и иную помощь.

Статья 8. Управление в сфере охраны окружающей среды органами местного самоуправления

В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на соответствующих территориях вправе:
участвовать в подготовке и реализации целевых программ охраны окружающей среды;
осуществлять муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль);
осуществлять контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных объектов местного значения;
участвовать в ведении учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду;
участвовать в организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
организовывать деятельность в области обращения с отходами на соответствующих территориях, обеспечивать утилизацию и переработку отходов производства и потребления;
определять порядок сбора отходов на территориях поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие бытовые отходы) и соответствующий экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
создавать благоприятные условия для развития экологического образования, воспитания, повышения экологической культуры населения муниципальных образований области;
организовывать в установленном порядке сбор, обработку, анализ и оценку экологической информации;
информировать население о состоянии окружающей среды на территории муниципального образования области;
содействовать развитию предпринимательства в области охраны окружающей среды;
принимать меры к материальному стимулированию за активную природоохранную деятельность;
осуществлять иные мероприятия в сфере охраны окружающей среды.

Глава III. РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 9. Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)

Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется государственными инспекторами Саратовской области по охране окружающей среды - должностными лицами специально уполномоченного Правительством области органа исполнительной власти области.
По решению Правительства области в структуре указанного органа могут создаваться территориальные отделы государственного экологического контроля для осуществления функций государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) в отдельных муниципальных образованиях области.
Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на территории области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц, являющихся государственными инспекторами Саратовской области по охране окружающей среды, утверждается Губернатором области.

Статья 10. Муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль)

Органы местного самоуправления осуществляют на соответствующей территории муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 11. Экологическая паспортизация

Юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие на территории области хозяйственную и иные виды деятельности с использованием природных ресурсов и оказывающие воздействие на окружающую среду, обязаны иметь оформленные в установленном порядке экологические паспорта на каждый объект хозяйственной и иной деятельности.
Требования к структуре и содержанию экологического паспорта устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации.
Экологический паспорт разрабатывается юридическим лицом самостоятельно либо с использованием услуг специализированной организации, утверждается руководителем юридического лица и подлежит согласованию с органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, после чего считается вступившим в силу.
Экологический паспорт представляется в орган исполнительной власти области, уполномоченный на осуществление экологической паспортизации, в двух экземплярах и должен быть согласован им в течение одного месяца, после чего один экземпляр экологического паспорта возвращается юридическому лицу, другой остается на постоянном хранении в указанном органе исполнительной власти области.
При изменении наименования юридического лица, его организационно-правовой формы, перепрофилировании или изменении технологии производства, замене оборудования, сырья или материалов, сокращении или увеличении количества источников вредного воздействия на окружающую среду экологический паспорт подлежит корректировке в течение одного месяца. Вносимые изменения должны быть утверждены руководителем юридического лица и согласованы в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи Закона.
Вновь создаваемые юридические лица обязаны разработать, утвердить и согласовать экологический паспорт не позднее восьми месяцев с начала осуществления хозяйственной деятельности.
Контроль за правильностью ведения экологических паспортов возлагается на орган исполнительной власти области, осуществляющий государственное управление в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Статья 12. Учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду

Учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду в области осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 13. Оценка негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду

Оценка негативного воздействия планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (долее - оценка воздействия на окружающую среду) производится с целью обеспечения принятия экологически ориентированного управленческого решения о реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению негативных воздействий.
Подготовку документации по оценке воздействия на окружающую среду осуществляет заказчик (организация, индивидуальный предприниматель и иное лицо), который будет осуществлять планируемую деятельность, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статья 14. Научное обеспечение деятельности в сфере охраны окружающей среды

Научное обеспечение деятельности в сфере охраны окружающей среды в области осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации государственной экологической политики, выполнения экологических требований при подготовке и принятии решений о хозяйственной и иной деятельности, осуществления государственного экологического мониторинга, совершенствования системы экологического воспитания, образования и просвещения населения.
Научные исследования в сфере экологии и охраны окружающей среды проводятся научными учреждениями и организациями, высшими учебными заведениями области, другими юридическими и физическими лицами по их инициативе либо на основании договоров с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Результаты научных исследований в сфере экологии и природопользования учитываются органами государственной власти области при планировании мероприятий по охране окружающей среды, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов Саратовской области.
Финансирование научных исследований в сфере охраны окружающей среды за счет средств областного бюджета осуществляется в порядке, установленном законодательством области.

Статья 15. Меры областной государственной поддержки деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды

Органы государственной власти области и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в сфере охраны окружающей среды.
Государственная поддержка организаций, осуществляющих на территории области природоохранную деятельность, может быть осуществлена в форме финансовой поддержки, предоставления в установленном порядке льгот по уплате налогов и сборов в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, предоставления рассрочек, отсрочек, налоговых кредитов, иных формах в соответствии с действующим законодательством.

Глава IV. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)

Статья 16. Территориальная система государственного экологического мониторинга

В соответствии с федеральным законодательством на территории области обеспечивается функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга и ведется Единый реестр объектов экологического мониторинга области.
В территориальную систему государственного экологического мониторинга включаются данные:
об объектах мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга), получаемые в процессе деятельности органов государственной власти, уполномоченных на ведение мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) по отдельным видам природных ресурсов: землям, недрам, водным объектам, объектам животного мира и другим;
об объектах мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга), получаемые органами местного самоуправления в процессе деятельности в сфере охраны окружающей среды на территориях соответствующих муниципальных образований области;
об объектах мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга), который осуществляют хозяйствующие субъекты в случаях и в объемах, предусмотренных законодательством.

Статья 17. Объекты территориальной системы государственного экологического мониторинга

В соответствии с федеральным законодательством объектами территориальной системы государственного экологического мониторинга являются компоненты окружающей природной среды, особо охраняемые природные территории, объекты повышенного экологического риска, источники негативного воздействия на окружающую среду, а также иные объекты в соответствии с законодательством.

Статья 18. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг)

В соответствии с федеральным законодательством государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) на территории области осуществляется уполномоченными федеральными органами государственной власти и уполномоченным органом исполнительной власти области.

Статья 19. Муниципальный мониторинг окружающей среды (муниципальный экологический мониторинг)

Для получения специализированной информации о состоянии окружающей среды органами местного самоуправления могут формироваться территориальные наблюдательные сети в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации средства наблюдения, используемые для ведения муниципального мониторинга окружающей среды (муниципального экологического мониторинга), должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии.

Статья 20. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), осуществляемый хозяйствующими субъектами

Хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие пользование природными ресурсами, расположенными на территории области, в соответствии с законодательством осуществляют мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) в отношении природных ресурсов, предоставленных в пользование на основании лицензии, выданной специально уполномоченным государственным органом. Порядок и условия осуществления природопользователями экологического мониторинга определяются в процессе предоставления прав пользования определенными видами природных ресурсов.
Мониторинг в отношении объектов повышенного экологического риска и источников негативного воздействия на окружающую среду осуществляют хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие указанные объекты, в случаях, предусмотренных законодательством, и в порядке, согласованном с органами государственной власти, уполномоченными на организацию и ведение работ по государственному экологическому мониторингу.
Хозяйствующие субъекты при осуществлении мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) обязаны:
обеспечивать создание необходимой материально-технической базы для ведения мониторинга;
определять лиц, ответственных за ведение мониторинга, обеспечивать их профессиональную подготовку в соответствии с установленными квалификационными требованиями;
организовывать и проводить мониторинг с использованием утвержденных в установленном порядке методик, с помощью приборов и средств, обеспечивающих единство измерений;
представлять органам исполнительной власти, уполномоченным на организацию и ведение государственного экологического мониторинга, документированные данные, полученные по результатам осуществления мониторинга;
незамедлительно сообщать специально уполномоченным органам исполнительной власти информацию о превышении предельно допустимого загрязнения окружающей среды и принимать меры по установлению причин загрязнения и их устранению;
проводить мероприятия по контролю и снижению выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, способствующих накоплению в нем загрязняющих веществ.

Статья 21. Использование информационных ресурсов мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга)

Информационные ресурсы мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) используются органами государственной власти области и органами местного самоуправления при принятии ими решений по вопросам обеспечения социально-экономического развития области, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе:
при подготовке прогнозов и разработке областных и местных программ социально-экономического развития, инвестиционных, экологических и иных программ;
при подготовке градостроительной документации, включая генеральные планы населенных пунктов;
при ведении отдельных видов государственных кадастров природных ресурсов;
при подготовке уполномоченными органами государственной власти области ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды области и ее влиянии на здоровье населения.

Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 22. Методы экономического стимулирования деятельности в сфере охраны окружающей среды

Экономическое стимулирование деятельности в сфере охраны окружающей среды осуществляется посредством:
предоставления субсидий, субвенций при строительстве (реконструкции) природоохранных объектов, внедрении перспективных научных разработок в сфере охраны окружающей среды: малоотходных, ресурсосберегающих технологий, технологий использования нетрадиционных видов энергии и вторичных ресурсов, осуществлении других мероприятий по охране окружающей среды;
предоставления налоговых, кредитных и иных льгот организациям и индивидуальным предпринимателям, эффективно осуществляющим природоохранную деятельность;
корректировки размеров платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иные виды негативного воздействия с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий.
Методы экономического стимулирования в первую очередь распространяются на мероприятия:
ориентированные на полную или частичную замену истощающихся, невозобновляемых природных ресурсов области;
по созданию территориальных систем сбора, использования и обезвреживания отходов;
по строительству и эксплуатации природоохранных объектов областного значения.
Корректировку размеров платежей природопользователей за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иные виды негативного воздействия с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Экономическое стимулирование деятельности в сфере охраны окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 23. Финансирование природоохранных мероприятий

Финансирование расходов на осуществление природоохранных мероприятий областного и местного значения осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Перечень природоохранных мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета, утверждается Правительством области.

   ------------------------------------------------------------------

Статья 24 вступила в силу с 1 января 2005 года (статья 25 данного документа)
   ------------------------------------------------------------------

Статья 24. Областной целевой бюджетный фонд охраны окружающей среды и природных ресурсов

В целях гарантированного финансового обеспечения природоохранных мероприятий в составе областного бюджета в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области создается областной целевой бюджетный фонд охраны окружающей среды и природных ресурсов, который формируется за счет платежей за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды негативного воздействия на окружающую среду, а также налогов и платежей за пользование природными ресурсами и иных источников, подлежащих зачислению в областной бюджет.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 24 настоящего Закона, которая вступает в силу с 1 января 2005 года.

Губернатор
Саратовской области
Д.Ф.АЯЦКОВ
г. Саратов
28 ноября 2003 года
№ 78-ЗСО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru