Законодательство
Саратовской области

Саратовская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Прокурора Саратовской области от 23.05.2008 № 7/1-04-08
"ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ И РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






И.о. генерального директора
ОАО "Облкоммунэнерго"
Ворсунову П.А.

ПРОКУРАТУРА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 23 мая 2008 г. № 7/1-04-08

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ И РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ОБЛКОММУНЭНЕРГО"

Прокуратурой области совместно с отделом по обеспечению деятельности на территории Саратовской области регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе проведена проверка соблюдения законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг в деятельности ОАО "Облкоммунэнерго".
Проведенной проверкой выявлены нарушения установленных законодательством требований, требующие незамедлительного принятия мер, направленных на их устранение и недопущение в дальнейшем.
Так, общим собранием акционеров, проведенным 27.09.2005, утверждено положение об общем собрании акционеров ОАО "Облкоммунэнерго".
Изучение названного положения показало, что ряд его норм не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: раздел 9 отсутствует в Положении о дополнительных требованиях к порядку подготовки общего собрания акционеров, имеется в виду пункт 2.9 раздела 2.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно п. 2.9. раздела 9 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ России № 17/пс, общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе) являющемся местом нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом общества или внутренним документом.
Однако п. 2.1.3. ст. 3 Положения об общем собрании акционеров определяет, что общее собрание акционеров может проводиться в любом месте РФ по решению совета директоров общества.
Принимая во внимание, что названное положение не определяет конкретного места проведения общего собрания акционеров, а наделяет полномочиями по определению данного места совет директоров, п. 2.1.3. ст. 3 Положения об общем собрании акционеров ОАО "Облкоммунэнерго" не соответствует требованиям п. 2.9 раздела 9 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ России № 17/пс.
Более того, проверкой выявлены факты проведения общих собраний акционеров общества не по месту нахождения общества, что противоречит указанной выше норме права.
Согласно п. 1.5 ст. 1 устава ОАО "Облкоммунэнерго" местом нахождения общества является г. Балаково, ул. Советская, 66. Иного места проведения общего собрания акционеров уставом ОАО "Облкоммунэнерго" не установлено.
Однако, в нарушение установленных законодательством требований, общие собрания акционеров ОАО "Облкоммунэнерго", состоявшиеся 24.01.2007 и 20.06.2007, проводились в городе Саратове.
Проведенной проверкой выявлены и иные нарушения установленных законодательством требований.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России № 06-117/пз-н (далее положение), открытое акционерное общество обязано раскрывать, в том числе устав и иные внутренние документы общества, регулирующие деятельность органов общества.
Согласно с п. 1.9 Положения эмитент обязан опубликовать на странице в сети Интернет размер расходов (порядок его определения) и банковские реквизиты расчетного счета эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, публикуемых эмитентом.
Однако, в нарушение установленных требований по состоянию на 08.05.2008 на сайте общества в сети Интернет (www.oao-oke.ru) размер расходов по изготовлению копий документов (порядок его определения), публикуемых эмитентом, не опубликован.
Кроме того, в соответствии с п. 8.4.3 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, раскрывать информацию о содержании своих внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. Также акционерное общество обязано опубликовать тексты внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов, на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола общего собрания акционеров.
ОАО "Облкоммунэнерго" является эмитентом, обязанным раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
В ходе проверки было установлено, что в обществе разработаны и утверждены следующие положения:
1. Положение об общем собрании акционеров;
2. Положение о совете директоров;
3. Положение о генеральном директоре;
4. Положение о ревизионной комиссии.
На общем собрании акционеров общества, состоявшемся 24.01.2007, принято решение о внесении изменений в пункт 4.1 Положения о совете директоров Общества.
В нарушение вышеуказанных законодательных норм, по состоянию на 14.04.2008 ОАО "Облкоммунэнерго" не раскрыло на странице в сети Интернет тексты внутренних положений, регулирующих деятельность органов общества.
Кроме того, проверкой также установлено, что в соответствии с п. 5.1 ст. 5 устава ОАО "Облкоммунэнерго" уставный капитал общества составляет более 127 млн. руб.
Пункт 4 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" определяет, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с готовым бухгалтерским балансом стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимость его чистых активов.
Согласно расчетам и бухгалтерской отчетности стоимость чистых активов ОАО "Облкоммунэнерго" в 2005 году составляла более 86 млн. руб., а в 2006 году более 61 млн. руб.
Однако, в нарушение вышеуказанных законодательных норм, ОАО "Облкоммунэнерго" не приняло решение об уменьшении своего уставного капитала.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 75 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия решения или не принимали участия в голосовании.
Требованиями п. 2 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 названного Федерального закона является обязательным привлечение независимого оценщика.
Советом директоров ОАО "Облкоммунэнерго" на заседании от 27 апреля 2002 года было принято решение о созыве годового общего собрания акционеров Общества на 07.07.2002, повестка дня которого включает в себя, в том числе, вопрос об утверждении устава общества в новой редакции.
Анализом устава ОАО "Облкоммунэнерго" установлено, что новая его редакция ограничивает права акционеров привилегированных акций.
Так, согласно п. 5.3 ст. 5 устава общества в старой редакции владельцы привилегированных акций имеют право на получение ежегодного фиксированного дивиденда, который составляет 0,5 % чистой прибыли общества, разделенной на число привилегированных акций.
Пунктом 11.3 ст. 11 устава общества в новой редакции определено, что размер годового дохода на одну привилегированную акцию составляет 5 копеек.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание названные выше нормы права, принятие обществом устава в новой редакции повлекло за собой возникновение у акционеров ОАО "Облкоммунэнерго" права требовать выкупа всех или части принадлежащих им акций.
Как следствие указанных фактов ОАО "Облкоммунэнерго" обязано было привлечь независимого оценщика, определить порядок выкупа акций, уведомить акционеров о наличии у них права выкупа обществом принадлежащих им акций, включив указанные сведения в уведомление о проведении внеочередного собрания акционеров.
Однако, в нарушение установленных требований при проведении 07.07.2002 годового общего собрания акционеров ОАО "Облкоммунэнерго" не привлекало независимого оценщика для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций, не определяло порядок выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций, а также не уведомляло акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров общества или общим собранием акционеров.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 77 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, а не пункт 77.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 77 вышеуказанного Федерального закона цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества, определяемые решением совета директоров общества, должны определяться исходя из их рыночной стоимости.
Советом директоров ОАО "Облкоммунэнерго" приняты решения об одобрении заключений с ООО "Саратовпромпроект" договоров купли-продажи имущественных электросетевых комплексов, расположенных в г. Ершов Саратовской области (протокол № 3 от 12.02.2007 и № 7 от 02.04.2007).
На заседании совета директоров общества от 04.04.2008 принято решение об одобрении заключения с ООО "Гранит" договора купли-продажи гаража, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Глебучев овраг, д. 463.
В силу пункта 4 статьи 68 Федерального закона "Об акционерных обществах" протокол заседания совета должен содержать решения, принятые на заседании советом директоров.
Однако из содержания протоколов заседаний совета директоров Общества следует, что в отношении вышеперечисленных сделок решений об определении рыночной стоимости имущества, являющегося предметом сделок с заинтересованностью, не принималось.
На основании изложенного, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и, руководствуясь ст.ст. 22, 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства.
2. В связи с выявленными нарушениями решить вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на виновных должностных лиц.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Саратовской области в месячный срок с приложением копии приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

Заместитель прокурора области,
советник юстиции
Т.В.МАСЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru